Консультации / Дефектология

Пропускает гласные буквы

Добрый день, Зоя Борисовна. Племянник (учится во втором классе) , при письме пропускает гласные буквы. Посоветуйте, пожалуйста, как ему помочь? Спасибо.
Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму – это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что - недостаточно развит фонематический слух, - слабо развито внимание, -низкий уровень самоконтроля. К счастью, все эти проблемы успешно решаются. Разберемся в каждой из них подробнее. Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи. Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ ц] и путает буквы их обозначающие. При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы. Упражнения при пропуске букв из-за нарушения фонематического слуха. 1)"Подсчет звуков в слове." Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, "Развивающие игры для развития фонематического слуха". А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа. Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные . Примерный набор слов: Из 3-4 звуков: Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул. Из 4-5-6 звуков: Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук. Из 6-7-8 звуков: Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод. Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек. 2)«Назови порядковый номер звука». Можно задавать два вида вопросов: - Какой по счету звук [б] в слове рыба? - Назови третий по счету звук в слове рыба. Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность. Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы: -Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба? -Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба? -Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба? При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного. Упражнения: 1)«Найди ошибку» Поиск и исправление слов с пропущенными буквами. При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками. Пропускать можно: -ударные гласные, -согласные, которые стоят перед гласными. -букву ь, когда она стоит после согласного. Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения: 2)«Сравнение правильного и неправильного слова» Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву. Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное. Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным. 3)«Слово наоборот». Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука. Например:анул – луна, трок – крот. Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д. Это малая часть того, что Вы можете сделать.Пробуйте, занимайтесь и все получится.
Консультация врачей дефектологов на тему «Пропускает гласные буквы» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 18 сентября 2013
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия