анонимно
Здравствуйте. Помогите пожалуйста я не понимаю что с моей дочей происходит. Нам 3.5 года . Разговаривать начали в 1.5 года и в 3 года мы уже говорили все слова , причём выговаривая все буквы. Ребёнок у меня очень развитый я с ней очень много занимаюсь книжки читаем с 6 месяцев, лепим , рисуем и т.д. Но проблемы начались 3 месяца назад. Сначала она перед тем как сказать что нибудь , долго думала. Дальше ещё хуже начали заикаться ( мы ходим в детский сад, и там девочка тоже заикалась), но при чём это сначала было как будто в игровой форме, она говорит например: кккорова и улыбается. А сейчас такое ощущение , что ей просто тяжело выговаривать слова она так напрягает ротик и язык что мне аж плакать хочется . Но есть одно , но , когда она играет сама с собой она говорит без остановки всё прекрасно выговаривает и не заикается и когда я с ней читаю вместе она говорит не заикается .(повторяет дополняет) А когда её спрашиваешь она начинает заикаться . Помогите пожалуйста !!!! Заранее огромное спасибо !!!
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Прежде всего, не впадайте в панику. Основные усилия направьте не на отыскание причин, а на ваши отношения с ребенком. Сосредоточьтесь на своем сегодняшнем поведении - от этого зависит, насколько быстро и успешно будет преодолено это нарушение.
- Не обсуждайте в присутствии дочери, что послужило толчком к возникновению заикания - сильный испуг, нападение собаки, поступление в детский сад или что-то еще. Тем более что такой провоцирующий момент удается выделить далеко не всегда. Не забывайте, что ваш ребенок отличается особой восприимчивостью к таким разговорам. Он тонко чувствует возникшее в семье напряжение и может отреагировать усилением запинок в речи.
- Если ребенок предпочитает основные движения делать левой рукой, не переучивайте его сами и не позволяйте это делать окружающим. Предупредите о его особенностях воспитателей в детском саду, учителя в школе. Возможно, ваш дошкольник еще не определился с ведущей рукой. Понаблюдайте, какую руку он все же предпочитает. Тогда начинайте постепенно приучать его действовать в основном именно ею.
- Пересмотрите стиль ваших взаимоотношений с ребенком. Не требуйте от него беспрекословного подчинения, длительного удержания внимания, усидчивости, совершенства в выполнении всех дел и заданий. Важно, чтобы в семье все придерживались в основном единых требований к такому ребенку: что позволять, что разрешать, как порицать и как одобрять. При этом понимание проблем вашего сына или дочери не означает вседозволенности в воспитании.
- Определите оптимальный режим дня для вашей дочки и четко его соблюдайте. Учебные нагрузки должны быть посильными - помните об этом при выборе школы, программы обучения. Перегрузок не должно быть и в дополнительных занятиях. В то же время положительные эмоции очень нужны такому ребенку, а их могут дать занятия спортом, любимым видом искусства и т.д.
Естественно, что в случае заикания у ребенка вы обратитесь за помощью к специалистам - логопеду, невропатологу, психологу или психотерапевту. Опыт по лечению этого речевого нарушения накоплен солидный. И все же трудно предсказать, как скоро наступит улучшение, насколько полным и стойким будет результат. Не стоит главной целью помощи ставить полное устранение запинок в речи. Если в семье заикание ребенка не воспринимается как трагедия и как повод ограждать его от любых испытаний, он сможет адаптироваться в жизни. Наверняка вы сами знаете людей с заиканием, которые получили хорошее образование, создали семью, успешно работают. В то же время есть люди с абсолютно гладкой речью, не реализовавшие себя и не умеющие полноценно общаться.
Ответ опубликован 28 января 2014