Консультации / Логопедия

Мало говорит

Добрый день. У ребёнка задержка речевого развития. Сейчас дочери 3 года 4 месяца. Это второй ребёнок. Не знаю что и на сколько важна та или иная информация по ребёнку (кто-то считает важным одно, кто-то другое), поэтому я расскажу все. Роды в срок 32 недели. Причина – преждевременное излитие о/плодных вод. Экстренное кесарево сечение – частичноягодичное предлежание плода. Поперечносуженный таз. Выраженное маловодие. Вес при рождении 1760 гр. Диагноз при рождении: рассеянные ателектазы. Гипоксически-ишемическое поражение ЦПС. О.период с-м гипервозбудимости. Отечный синдром. Недоношенность 3 ст. 5 день после рождения нейросонография: Признаки незрелости. Ассиметрия затылочных рогов бок жел с дилатацией левого. Выражены зоны ПВИ, зернистости. ТКДГ – высокорезистентный кровоток в исслед арт. бассейнах. Кольгационная желтуха 2 ст.с появилась на третий день после рождения – в 1,5 месяца вылечились. В инкубаторе наблюдалась 4 недели. 4 недели кормили через зонд. Грудь не взяла. Вцеживалась 3,5 месяца – потом молоко пропало. Искусственное вскармливание. Прививки начали ставить в 3 месяца (БЦЖ). Голову начала держать около 4 месяцев от роду. Постоянное наблюдение у терапевта, невролога. Массажи делали три раза в год. У хирурга (из НИИТО) не было замечаний к здоровью ребёнка. Всегда хвалил. Первые слова «дай», «отдай» в полгода. После каждого массажа видимые сдвиги в опорно-двигательном направлении. Пошла ровно в год. Ровно в год невролог насчитала у нас 12 слов (я насчитала только 7). Но в полтора года она замолчала: ни дай, ни мама, ни папа. Вообще ничего, кроме гуления. Невролог выписывала таблетки, массаж. Говорила, что ребёнок недоношен. Что нужно подождать 2 лет. После двух лет снова таблетки, массаж, подождать 3 лет – ребёнок недоношен. Таблетки принимали ноотропные: глиатилин, последние месяца три назад – фенотропил. Терапевт предлагала пойти к лору – может ваш ребёнок глухой. Сходили к лору. Не глухая. У стоматолога тоже были. Уздечка маленькая, но резать не надо. Мне посоветовали сходить в Областной центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Логопеда посетили. Не помогли нам там. (Новосибирск) – дала распечатку с логопедическими играми на отработку звуков. И в карточку не заглянула и как-будто меня не слышала с какой проблемой пришли. Ребёнок не говорит – какая отработка звуков. Были в детском медицинском центре «Синеглазка». Невролог (от участкового невролога было куда больше пользы). Сказала что у нас проблемы с позвоночником (хотя она не хирург), что нам надо ходить в бассейн (а я говорила что мы болеем часто) и собирать пазлы. Всё. ЭЭГ головного мозга. Диффузные изменения б.э активности головного мозга. Нейрофизиологическая задержка формирования корковых ритмов. Но… в начале написано: исследование проведено в состоянии покоя, не спит. Но, так как она боится незнакомых людей, а там над ребёнком незнакомая тетя и не сюсюкалась, поэтому дочь сначала наревелась, потом уснула и в этом состоянии проводили исследования. У окулиста на последний визит претензий не было (глазное дно, зрение). В садик пошли в три года – с сентября 2013 года. Ходим плохо (начала часто болеть) – две недели ходим, две недели болеем ОРВИ. Привыкать к садику не успевает. Расстается очень плохо. Воспитатели хорошие. Так же она не любит когда много незнакомых людей – ходили например в Ледовый городок – для старшей дочери просто счастье. Так для маленькой все это веселье – сплошное расстройство. Мне никто не верит, но она НЕ любит книги и стихи. То есть книги мы смотрим, листаем, разглядываем картинки, по мере возможности называем кто там изображен (она: мяв, кря и прочие, я называю естественно и гав и собачка и что делает). Но читать ни стихи ни сказки нельзя. Начинает нервничать, плакать, закрывает книги, прячет в ящик или бросает на пол. Любит мультики. Я старалась, чтобы дитё смотрела мультики по минимуму. Но заметила, что она как раз за мультяшными героями старается что-то повторять. За мной повторяет что-либо очень редко. За сестрой повторяет. Мультики смотрим вместе. Я комментирую, спрашиваю что-нибудь по просмотренному. Занимается лепкой, очень любит рисовать и карандашами и красками (получаются потрясающие рисунки – начинает просто мазню, а выходит и фея с крыльями и цветы в горшке). Раньше рисовала на обоях – 4 раза переклеивали, сейчас вешаем большой лист бумаги на вертикальную поверхность. Рисует и на вертикальной поверхности и на горизонтальной. Любит творить с лапшой, крупой. Любит рвать бумагу. Когда рвёт обои, ноготочками цепляет и отрывает тоненькие полоски – то есть моторику мы отрабатываем. В физическом плане – бегает, прыгает, забирается на лесенки, гоняет мячи, занимается на рогатом мяче. Здесь все хорошо, будущая спортсменка. В садике есть бассейн, но мы там были один раз – болеем много. В три года говорила около 15 слов. Слова могли появиться и исчезнуть (с 2,5 до 3 лет). То есть, если она говорила дней пять какое-то слово, то это не означало что оно пришло навсегда. Вот так и было – в рационе слов 15: что-то пришло, что-то ушло… Логические игры у нас постоянно есть. Начала её приобщать, как только дочь стала хорошо игрушки в руках держать. В кукол играет меньше. Сейчас (полных 3 года 4 месяца) говорит около 60 слов. Некоторые слова очень хорошо (не считая всякие мама, дай, иго-го) – я пишу как она проговаривает: открой, день, ночь, плячет, жёлтый, тойт (торт), стой. Некоторые вообще непонятно почему так говорит, например конфета – у неё калька, хрю-хрю – у неё ё. Знает цвета (красный желтый синий черный розовый фиолетовый зелёный), геометрические фигуры, основные эмоции. Животных не проговаривает ни одного, только гав, бе, му, иго-го и прочие. Нашли логопеда, но дочь не занимается с ней. Приходим на урок, она может просто походить, мячик погонять, поскулить. Хотя она почти привыкла к преподавателю, не боится её, но заниматься не хочет. Я понимаю, что 60 слов в 3 года 4 месяца это мало. Я радуюсь каждому новому слову, которое мы начали говорить, стараюсь создавать ситуации, чтобы дочери надо было говорить это слово, чтобы оно не терялось. Но пока случается, что теряется. Я обратилась к Вам, потому что вы мне уже помогли. Очень. Обращалась к детскому педиатру. Поэтому надеюсь, что Вы что-нибудь подскажете. Что делать. Или врач какой добрый (умный и адекватный) в Новосибирске есть. Или не в Новосибирске. Я Вам столько написала много, надеюсь, что ничего не забыла важного. Спасибо.
Добрый день.Внимательно прочитала ваше письмо.Поражена скурулезностью и запоминанием различных элементов в развитии ребенка. У многих мамочек и двух слов не вытянешь,например:"Все хорошо было." А потом выясняется ,что был безводный период 6 часов или двойное обвитие пуповины и т.д. Проанализировав всю вашу ситуацию,я сделала вывод,что у Вашей дочки присутствуют элементы аутизма.Обычно такие дети проходят лечение у психоневролога. В этом случае более важно медикаментозное лечение,чем занятия с логопедом. Обычно с такими детками логопеду очень трудно найти общий язык. Дети с элементами аутизма не нуждаются в общении,они находятся в своем мире,нарушение их психологического пространства приводит к возмущению и конфликту.В процессе развития у них проявляются способности в какой-либо сфере:рисовании,лепке,спорте,математике. физике и пр. Но общение затруднено.Найдите психоневролога и пообщайтесь с ним по поводу поведенческих особенностей своего ребенка.Буду рада ,если помогла советом. Всего Вам доброго.
Напомните,пожалуйста,какой был Ваш предыдущий вопрос. Спасибо.
Консультация врача логопеда на тему «Мало говорит» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 февраля 2014
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия