Консультации / Дефектология

Очень нужна помощь

Здравствуйте, Наталья Александровна. Я мама чудесного мальчика 3-х лет (3 года 1 месяц). Малыш хорошо развит физически, мелкая моторика тоже неплохо (пазлы, вкладыши, наклейки, застегивает молнию, разукрашивает для своего возраста неплохо, делаем аппликации, лепкой не очень любит заниматься, но делает, сортирует фасоль в достаточно узкую баночку и пр.), но с речью проблема. Беременность первая, родила в 30-ть. В целом, все было хорошо, кроме небольшого гестоза на последнем месяце, хотя за беременность набрала много - 25 кг. Все анализы были хорошие, малыш себя вел тоже все время хорошо. Все узи были хорошие, кроме последнего в роддоме, когда увеличилась головка малыша. Не знаю, была в том моя психологическая неготовность к родам или капельницы, которые ставили в роддоме (легла за 4 дня до родов). В общем, экстренно прокесарили, хотя ребенок лежал идеально для родов естесвенных. Причина кесарева - слишком стремительно пошла родовая деятельность и малышу начало не хватать воздуха, как объяснила врач. По шкале Апгар 8/9. Роды на 40-й неделе, под эпидуралкой. Выписали с диагнозом гидротермальный синдром на основании того, что головка была максимального размера в норме. Малыш хорошо кушал, меня ничего не беспокоило, но все же, в 4 месяца сделали МРТ, так как у кесареных деток часто бывают проблемы с кровоток в шейном отделе позвоночника. Результаты УЗИ - никаких патологических процессов в ГМ нет, гидроцефалия компенсированная. Лечения не требует. Проблемы с притоком крови небольшие были, головка была немного больше, чем по таблице норм, но и сам малыш был крупнее. Поэтому рпошли курс лечения в неврологическом отделении (диакарб, отвары мочегонные, курс актовигена) и курс у остеопата. Все нормализовалось (кровток по УЗИ). Малыш всегда был очень привязан ко мне, а я к нему. Собственно говоря, мы прекрасно понимали друг друга. До 2,5 лет меня не особо беспокоило то, что он немного говорит, так как моя младшая сетсра начала разговаривать примерно в этом возрасте, да и по развитию сыночка я не видела никаких отклонений, кроме того, что по сравнению с некоторыми сверстниками горит немного (до 1,5-2-х лет он говорил примерно 10-15 слов). Мы занимались много по карточкам, я ставила ему исключительно развивающие мультики. С 1,8 начали ходить в развивающий центр, так как с посторонними людьми мало общались, больше для социализации. По началу было тяжело, но через пол года все делал не хуже других деток, а танцевал и физические разминках еще и лучше всех. Позже полюбил творчество, начал слушать педагога, правда, только со мной ходит, без меня никуда. Сейчас 3-й месяц ходит в садик. У воспитателей практически нет замечаний, только пугается, если воспитатель начинает громко или очень строго говорить (дома к такому не привык), а еще в группе 34 человека и ему тяжело все занятие выполнять от начало и до конца (дома и в центре развития часто его возвращаю его внимание к тому, что нужно делать). В 2,8 обратились к неврологу с тем, что сынок толком не говорит. Назначили курс препаратов (энцефабол, картексин, симакс, когитум, глиатанин) и сказал, что ребенок находится под сильнейшей гиперопекой (стараюсь работать над собой). Курс пока не закончили, но прогресс уже есть. Если раньше сын не повторял и даже не пытался повторить за мной слова хотя бы по слогам, то сейчас начал. Не знаю, лекарства действуют или то, что мы занимаемся, или то, что в садике начал с детками целый день проводить и играть... Сейчас словарь из порядка 90-та слов (причем основной прирост за последние 2 месяца), в том числе и звукоподражаний. Стали появляться глаголы. Есть несколько фраз. Но он боится повторять, стесняется. Логопеды, к которым обращалась говорят, что большего, чем я с малышом занимаюсь, они не дадут :( Найти специалиста пока не удалось.Еще один нюанс. Сынок очень чувствителен к отношению взрослых. Занимаемся по альбомам для малышей, по книжкам для детей 2-4 лет (аспекты математика, геометрия, свойства предметов, тренировка письма и пр), книжки с наклейками, дыхательная гимнастика, стремимся делать артикуляционные упражнения, делаю массаж ладоней и пальцев, но только руками, мячиком с колючкам не дается... Пассивный словарь значительно шире. Много читаем в последние месяцы (до этого чаще ставила аудиосказки и развивающие мультики), играем в пальчиковый и кукольный театр, раньше много смотрели карточки (по принципу Домана). Извините, что так подробно. Скажите, пожалуйста. Если в 4 месяца у малыша на МРТ не было никаких поражений ГМ, он ничем серьезно не болел, температуру всегда удавалось сбить. Необходимо ли снова делать МРТ, могли ли быть какие-то патологические явления? Головку не травмировал. Что еще посоветуете, чтобы стимулировать активную речь? Завтра попробуем сходить к еще одному логопеду.
Добрый день. Спасибо за такое подробное письмо.Попробуем разобраться в Вашей проблеме.Честно говоря,не совсем поняла необходимость кесарева сечения.Если причина в том,как сказал врач,то пошла бы родовая деятельность быстро и пошла ,и ребенок быстро бы получил необходимый кислород, по этой причине не нужно было бы "кесарить".И почему у "кесареных" деток часто бывают проблемы с кровоток в шейном отделе позвоночника." ??Как раз совсем наоборот: у кесареных детей,если правильно провести операцию,не должно быть именно травмы такого вида.Видимо размер головы ребенка и подсказал врачам такое решение.Вы очень грамотно подошли к обучению ребенка.Вы делаете почти все,что может предложить логопед.Конечно же успехи ,которые вы достигли вместе с ребенком стали возможны только в комплексе Ваших занятий и медикаментозной терапии.Вам необходимо развить у ребенка уверенность в себе,не бояться повторить,если что-то сказано неправильно.Нужно петь с ребенком детские песенки,рассказывать небольшие стихи,используя драматизацию.По поводу необходимости повторного проведения МРТ Вам следует проконсультироваться с невропатологом.Всего вам доброго.
Большое спасибо. Просто невролог мне не смогла объяснить необходимость повторного МРТ. А делать его нужно только под наркозом, что она же делать и не рекомендует. Еще один вопрос. После поездки на моря планирую посетить с малышом реацетр, где предлагают как вариант помочь решить проблему микротоковую рефлексотерапию. Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение относительно этой процедуры. Она конечно, сильно бьет по карману, но, во-первых, не хочется упустить эффективных методик, которые помогут сыночку разговориться. А, во-вторых, хотелось бы знать мнение специалиста. Заранее благодарю.
Да,я в курсе ,как делается эта процедура. У меня в практике даже были дети,которые прошли ее. Скажите ,в каком городе вы живете?.Почему -то все скрывают свои данные,а это во многом бы бы мне помогло.)
Здравствуйте, Наталья Александровна. Большое спасибо за ответы. Мы живем в Челябинске. У нас риацентр открылся совсем недавно. По словам самарских представителей, врачи-неврологи начинают работать в нашем филиале только после успешного прохождения обучения в головном представительстве. Прочитала большое количество отзывов родителей. Но в основном это мамы с деток с ДЦП. Хотя есть и отзывы родителей деток, которые имели и чисто речевые проблемы. Я просто не хочу упустить возможность как можно раньше компенсировать речевое отставание. Для этого нужно работать обязательно с причиной. Проблема-то в том, что мне не могут объяснить ее, хотя невролог общепризнанно считается одним из лучших в городе. И курс лечения был назначен, достаточно стандартный. Что касается лечения в риацентре, то, судя по описанию процедуры сбора данных о ребенке и результата, получаемого на его основе, предполагающего формирование индивидуальной карты воздействия микротоками, эффективность должна иметь место. Но красиво написать можно о любой услуге, которую требуется продать. Я не жду чудес, мне хочется получить результат, как и любой маме, у малыша которой есть какие-то проблемы. Поэтому хотелось бы знать о Вашем опыте работы с детками, прошедшими такое лечение. Эффективнее ли становятся занятия? Сколько в среднем понадобилось курсов для заметного сдвига в речи? Большое спасибо
И еще один вопрос. Пока получается повторять слова длиннее 2-х слогов только по слогам, да и слова с количеством букв, превышающих 4-5 букв тоже по большей части по слогам. Если не по слогам слова повторять, то малыш сохраняет слоговую структуру (количество слогов в слове), но слоги может произнести совершенно другие. Например ку-шать заменить на ням-ням (к слову, обозначать процесс поглощения пищи "ням-ням" начал лишь 1,5-2 месяца назад. Вообще словарь активный расширился, включая кое-какие фразы, буквально за 2 месяца). Если мягко настаивать, несколько раз его просить попробовать повторить за мной или сказать вместе, то получится сказать, но опять же, слово не целиком, а с небольшими паузами между слогами. С другой стороны, слово "открой" уже практически усвоено, его он произносит самостоятельно, правда, иногда приходится просить его, чтобы он четко назвал, что хочет в конкретной ситуации. То есть, например, если подходит с какой-то запакованной коробкой или не может открыть какую-то игрушку или что-то еще, то после вопроса: "Что нужно попросить?", он ответит "Открой" (р пока не слишком чисто в этом слове, хотя отдельно звук "р" хорошо рычит и в слове "авария" очень чисто его говорит) Спасибо
Добрый день.Процедуры эти проводят курсами,по 10 за один курс. Таких курсов нужно 2-3.Эффективность большая. На моих глазах произошел случай,когда ребенок не произносил даже гласные ,а потом заговорил очень хорошо,под постоянным наблюдением логопеда. Во второй части письма вопроса не услышала. Поняла,что Если Вы имеете ввиду "сохраняет слоговую структуру в словах" кушать "и "ням-ням",то здесь Вы заблуждаетесь. Это два совершенно разных слова И то ,что в обоих по два слога-это чистая случайность.Если бы ребенок произносил,например,"тукать" вместо "кушать",то здесь видно ,что слоговая структура сохранена и происходит замена звуков.Вам нужно продолжать произносить все незнакомые слова по слогам,И все-таки ,необходимо обратиться к логопеде для дальнейшего направления Вашего домашнего обучения в в правильное русло. Всего Вам доброго.
Консультация врачей дефектологов на тему «Очень нужна помощь» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 16 мая 2014
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия