Консультации / Дефектология

Задержка развития речи

Добрый вечер, Анна Викторовна. Помогите, пожалуйста. Моему сыну 8 лет. Родился он в срок. Роды были тяжелыми (матка не открывалась). Головку начал держать в 1, 5 месяца., сидеть начал в 6 месяцев, пошел самостоятельно в 1год 2 месяца. Были проблемы с нарушением сна и нервозностью ребенка. говорить начал в 3 года и то только отдельными словами. При обследовании невропатологом районной больницы поставили диагноз: задержка развития речи, невроз. Через год поставила диагноз: олигофрения, аутизм.Назначили енцефабол, когитум. Оформили мы сына в детский сад, что бы побольше общался с детками. Но, там мы продержались ровно год: от воспитателя-пенсионерки только и слышала, что мой мальчик не такой, как все.Обращались за помощью и к психологу и к логопеду. Оба специалиста сказали, что мы рано подняли панику. " Вот заговорит, тогда приходите на консультацию". Мы занимались дома. Он в 4 года умел считать до 10 и назад, знал все цвета, выучил самостоятельно алфавит. В 5 лет читал целыми словами. В 6 лет выучил столицы всех стран мира. Но речь его невнятна, ему тяжело строить предложения, ему тяжело отвечать на поставленные вопросы, с детьми он не ищет контакта, если кто-то о чем-то спросит, он очень редко отвечает, больше промолчит. Перед тем, как идти в школу мы целое лето занимались с частным логопедом. В школу Юра пошел в 7 лет, сейчас учится во 2-м классе. Не могу сказать, что учеба нам дается легко. Он умеет добавлять и вычитать, одолели мы и таблицу умножения, но задачи не может решить, пересказать то, что почитал тоже не может. Не общается с одноклассниками, держится отстраненно. Иногда может говорить сам с собой. Иногда кажется, что он не понимает того, что ему говорят. Сын не любит рисовать, не играет в ролевые игры, но умеет складывать пазлы, мозаику. Иногда проявляет нервозность. Помогите, подскажите, как решить нашу проблему, как помочь ребенку.
Здравствуйте, Олег! Вы написали письмо на мою страничку,хотя обращаетесь к Анне Викторовне.давайте, я отвечу, что думаю, а Вы дальше обратитесь, к кому хотели? Мне кажется, об олигофрении говорить преждевременно, тем более не было сделано обследование мозга, не выявлено органического поражения.А именно оно-условие постановки такого диагноза. И признаки немного другие. А вот об аутизме можно задуматься. Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию – залог будущего вашего малыша. Поэтому давайте обстоятельно и подробно рассмотрим все вопросы, в том числе и признаки аутизма у детей. В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, а так же повторяющимися действиями и ограничением интереса. Течение детского аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Для постановки диагноза у ребенка требуется подтверждение как минимум трех признаков: недостаточное социальное взаимодействие; нарушение общения ребенка с окружающими людьми; ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения. Аутизмом чаще страдают мальчики, хотя само расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, страдающих аутизмом, приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом. Как проявляется аутизм? Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития: Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, даже при кормлении трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен. Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес. У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых. К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот. Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому. При обычном развитии к 1 году жизни дети могут произносить слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка при аутизме либо совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная. У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки, одежду. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но даже с близкими. К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова. Ребенок при аутизме зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников. В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников. У детей-аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, может говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы. Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия. К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено. Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. Хочу еще добавить: весной прошлого года ко мне пришла мама ребенка с аутизмом, оформлявшая его в школу 8 вида.Эту маму я знала еще с ее детсадовского возраста, поэтому резко с ней поговорила, и она отдала ребенка в нашу обычную школу. За год произошли колоссальные изменения! Да, ребенок не очень коммуникабелен,НО! хорошо усваивает программу, находится на инклюзивной форме обучения, переведен во 2 класс.Потихонечку,полегонечку все наладится! Вам нужен опытный психоневролог, или комиссия ПМПК для определения сына в школу,где есть дефектолог. Если Вы живете в Москве-это несложно, но и в другой местности есть возможности помочь ребенку,главное-не отчаиваться! Аутисты с синдромом Аспергера-очень умные и способные люди!
Большое спасибо, Вам, Зоя Борисовна за ответ на мое письмо! Мы живем в районном центре, поэтому очень тяжело найти хорошего специалиста. 2012 году сына мы определили в 1-й класс среднеобразовательной школы, где есть логопед-дефектолог. Но логопед, зная о нашей проблеме, занималась с ребенком год(занятия заключались лишь в том, как правильно поставить звуки, которые наш сын не выговаривает), и то занятия носили формальный характер. Этот же специалист, рекомендовала нам, в прошлом году не отдавать ребенка в общеобразовательную школу, а записать к ней, как к специалисту на индивидуальное обучение. Помощь психолога, которая работает в школе, где учится наш сын, заключается лишь в том, что она два-три раза в месяц спрашивает классного руководителя о том, не доставляет ли Юра проблем другим детям. Классный руководитель успокаивает, говоря, что Юра -способный мальчик и все у нас будет хорошо. Только иногда кажется, что сил уже нет ждать этого "счастливого завтра". Можно сказать, что мое письмо к Вам - это "крик вопиющего в пустыне", поэтому будем рады вашему совету .
Да не за что! Напишите мне на lada6161@mail.ru, постараемся вместе что-нибудь придумать, нет безвыходных ситуаций. Выход там же, где и вход! Мальчику просто надо немножко помочь, да и Вы устали, но впереди лето, отдохнете, что-то мы подберем для занятий и постепенно все наладится. Я очень Вам этого желаю!
Консультация врачей дефектологов на тему «Задержка развития речи» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 13 мая 2014
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия