анонимно
Здравствуйте, Зоя Борисовна! Как разговорить сына. Сыну 2 года 7 месяцев. Слов знает много, только вот предложениями никак. Ходим в развивающий клуб В развивающем клубе все повторяет за методистом, танцует, слова говорит. Там одна мама, научила его говорить бибика вместо машины.Теперь ко всем словам приставляет -ка. Есть сокращенные слова - сиси (сядь), пипи (пить), мими (мишка). Начал только недавно говорить туту (паровозик) едет далеко. И много перемешанных слов, свои и "правильные". Знает цвета: желтый, зеленый, красный, синий, белый, черный. Знает понятия много-мало, буквы, цифры, научила счету, пока до двух. Уже осознанно кладет игрушки и считает: Один, два. Просьбы все выполняет, слова понимает. Невролог ставит ЗРР, пропили курс когитума, сдвиги есть, но маленькие. Разговариваю, книжки читаю только перед сном, так просто не хочет. Мелкая моторика: камешки, песок, травка, палочки. Дома рисует и типа лепит из пластилина. Хочу сейчас дать фасоль, чтобы перебирал (раньше все в рот тянул) Мало усидчивости. Любит машинки катать, собирать конструктор. Переживаю по поводу речи
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития несложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» - это уже отклонение, серьезный повод озаботится его развитием.
Бытует мнение, что существует определенная область мозга, которая отвечает за развитие речи. Однако это заблуждение, и на самом деле, речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек. Случается, что между полушариями затруднён обмен информацией, тогда мальчикам сложно облечь свою мысль в грамматически правильную форму. На ранней стадии отставания в речевом развитии, при условии отсутствия мозговых и психических отклонений, специалист без труда поможет мальчику преодолеть трудности. Еще один повод не паниковать, заключается в том, что по статистике именно мужчины наделены наиболее развитой образной речью, именно среди них на порядок больше писателей и поэтов. Некоторые медики склонны объяснять это более длительной и активной работой правого полушария мозга, в процессе развития и формирования связи между ними. При этом запускать ситуацию нельзя, и если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психоречевом.
Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и «би-бика» вместо «машина», и «мяу-мяю» вместо кошка, и «бай-бай» вместо спать. До 2,5 лет использование «малышкового сленга» допустимо. Помимо этого ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит «зекатая» на зеркало, или «камани» на макароны - это так же слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов («ки» - кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3-4 слов, к примеру, что-то вроде «мама дё бай-бай» .
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается. Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку.
Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно. Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Дефектолог может начать занятия с 2-х летним малышом, он поможет развивать внимательность, мышление, память, моторику. Лекарственная терапия применяется во всех случаях задержки психо-речевого развития, и во многих речевых отставаниях. Как правило, это препараты, влияющие на нейроны головного мозга, питающие и формирующие их, например, «актовегин», «кортексин», «лецитин», «нейромультивит» и т.д. А также лекарственные средства стимулирующие деятельность речевых зон, такие как «когитум» и прочее. Медикаментозное лечение назначается исключительно врачами, неврологами или психиатрами!
Магнитотерапия и электрорефлексотерапия позволяют восстанавливать работу отдельных центров головного мозга, тех, что отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас и интеллектуальные способности. Этот метод применяется только в отсутствии у ребенка судорожного синдрома, эпилепсии и психических расстройств. Магнитотерапия противопоказаний не имеет.
Неплохие результаты, особенно в случаях, когда традиционное лечение должного эффекта не оказывает, дают альтернативные методы. Особенно действенными являются дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и прочие, индивидуально подбираемые методы.Весьма эффективные результаты в работе с такими детьми дают музтерапия, арттерапия, предметно-сенсорная терапия, упражнения развития крупной и мелкой моторики, а также расширение понятийного аппарата малыша. Привлечение специалистов, ни в коей мере не снимает ответственности с родителей, их участие в обучающем процессе неоценимо. Специалист задаст нужное направление и научит необходимым малышу упражнениям, заниматься с ним придется не просто ежедневно, а буквально ежечасно. Ребенок проще идет на контакт с родными людьми, охотнее соглашается на сотрудничество и ярче осознает моменты, когда радует их своими успехами. Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос? Удачи!
анонимно
Спасибо за развернутый ответ. Говорит: Мама, пойдем ням-ням.. Имя свое знает, но не всегда называет, когда просишь. Были у психолога, ее задание расставить грибочки по возрастанию все сделал правильно. По цветам 2 ставит правильно, третий в другой ряд. Знает звуки животных. У друзей кошка Кира, так он ее зовет Кирка (правда р не выговаривает).На вопросы будешь...? отвечает либо да, либо нет. Сейчас уже начал говорить Я, если игреам в прятки на вопрос Где Дима? Отвечает. Вот Я. На все игрушка Моя биби, моя палка. Мальчик сообразительный. Посторонние люди замечают, что умный.
Яковлева Зоя Борисовна
У каждого ребенка свой темп развития. Не надо сравнивать с другими детьми. У Вашего малыша потихонечку наладится речевая активность, но нельзя пускать это на самотек.Больше играйте с ребенком, разговаривайте, рассказывайте обо всем. Он уже большой, все понимает. В инетрнете и в литературе множество развивающих игр-посмотрите. Ключевое слово здесь-ВМЕСТЕ. Только чувствуя Ваше одобрение, поддержку, Ваш интерес к его деятельности ускорит его развитие.Бессмысленный просмотр мультиков, самостоятельная игра-малопродуктивны, тем более в этом возрасте. Удачи Вам!
Ответ опубликован 9 июня 2014