Консультации / Дефектология

Фонетическая глухота

Здравствуйте ребенку 4.10 поставили диагноз Растройство экспрессивной речи в форме средня -тяжелой дизатрии с с-мом моторной алалии.Избирательность активного внимания.Вот почти полтара года ходим к дефектологу Результаты есть и очень хорошие-заговорила но речь невнятная Сегодня дефектолог сказала что они остановились в занятиях из-за того что она подозревает у дочери фонетическую глухоту можно ли как то скорректировать? Умственных отклонений нет тесты выполняет для детей6-7лет
Здравствуйте. Фонетическая глухота – это неумелое использование своего речевого аппарата, не различение всех звуков, неверная постановка ударений, смешивание нескольких звуков в один, а так же искажение слов. Фонетическая глухота выражается в поздней и неправильной речи ребенка, а позже выливается в проблемы в школе в изучении языков, причем как родного языка, так и иностранного. Особенно тяжело дается детям с фонетической глухотой иностранный язык, так как ребенок не способен воспринимать на слух чужую речь, различать ее звуки. В особо тяжелых случаях фонетической глухоты у детей отмечается отставание в развитии.Поэтому после того, как ваш ребенок впервые произнес слова, начинайте следить за его верным произношением звуков, в дальнейшем следите за четким разделением слов, а так же за их смыслом. Необходимо выполнять следующее. Первое что необходимо сделать – это, начиная с первой минуты после сна и до самой ночи, выговаривать каждое слово медленно и по буквам. Так, что бы ребенок старался выговорить каждый звук. Даже если у него долго не будет получаться, не опускайте руки. Стоит выговаривать речевой аппарат и даже если на 100000 раз ваш ребенок выговорит тот звук, который вам нужно, можете считать это победой! Второй подход – логопед. На индивидуальных логопедических занятиях будут проводиться специальные упражнения, которые помогут проблемному речевому аппарату ребенка. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Например: Выдели слово Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба. Эхо Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение («Наllо, monkey!» – «Привет, обезьянка!»). Живая азбука Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук. Перевозим грузы В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме). Заколдованное слово Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому. Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей – волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети – спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 – 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»). Путаница Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Консультация врачей дефектологов на тему «Фонетическая глухота» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 9 сентября 2014
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия