Консультации / Психология и психиатрия

Задержка речевого развития

Здравствуйте! Очень нужна грамотная консультация!!! В 2007 г. в результате срочных родов путём кесарева сечения (клинически узкий таз) я родила сына. По шкале Апгар 7-8 баллов. При обследовании был поставлен диагноз: гипоксическое поражение ЦНС (ишемия 2 степени), синдром тонусных нарушений. С 3-ёх лет проходили различные курсы терапии: кортексин, пикамилон, кавинтон, церетон, сонапакс. Жалобы: неусидчивость, огромная рассеянность и невнимательность. А самое главное: скупая и неправильная речь. Все звуки легко поправил логопед за несколько месяцев, а вот пополнить словарный запас ребёнка и откорректировать её правильность никак не получается. Ему почти 7 лет, но в речи почти не употребляет прилагательных, либо самые примитивные, путает окончания и род и т.д. Подскажите, есть ли вероятность того, что со временем мы преодолеем этот барьер? Какими препаратами можно помочь ребёнку управлять своей речью? Проконсультируйте, пожалуйста, по препарату Когитум. К какому возрасту могут наступить улучшения? Спасибо огромное, очень жду ответа!
Здравствуйте! Ребенку нужна коррекция. Достаточно интенсивная. Пройдите диагностику у нейропсихолога, он выявит трудности ребенка, и определит те сильные стороны, на которые можно будет опереться. http://www.cndip.ru/articles/15-2014-08-12-10-06-02 - в этой статье я описала кто такой нейропсихолог простым языком. Один из методов нейропсихологической коррекции - сенсомоторная коррекция - отлично помогает при неусидчивости и трудностях с концентрацией внимания. Что касается аграмматичной речи - здесь нужна работа логопеда. Со временем и само ничего не проходит, таблетки могут в какой-то мере дать положительный эффект, но часто он кратковременный. Нужны именно занятия. Консультировать по препаратам не могу, так как я не врач, а нейропсихолог.
Здравствуйте, Анна Викторовна! Не могли бы Вы доступно разъяснить в чём заключаетсяя метод сенсомоторной коррекции? В чём его особенности? Спасибо!
Доброго времени суток! Во время беременности, родов и в первый год жизни идет закладка стволовых и подкорковых структур головного мозга. Это так называемый фундамент будущего домика. И насколько все было хорошо во время беременности, родов и в первый год жизни - настолько будет правильно идти дальнейшее развитие. Если же было какое-то неблагополучие в этот период, то фундамент будет непрочный и в дальнейшем это скажется на развитии других, вышележащих структур (нашего домика). В вашем случае неблагополучие - это гипоксия. Именно она привела к тому, что головной мозг, имея непрочный фундамент, стал развиваться не так, как это должно быть в норме. Подкорковые, стволовые структуры - это первый блок головного мозга (А.Р.Лурия). Этот блок называют энергетическим блоком. То есть помимо прочего он отвечает за то, чтобы в головном мозге правильно была распределена энергия. И когда ребенку нужно прочитать или написать что-то, а он начинает ерзать на стуле, раскачивается, высовывает язык в такт руке - это говорит о том, что энергия идет не туда. И ребенок такой очень быстро истощается. Такие дети, когда устают, вместо того, чтобы отдыхать, начинают бегать - потому что у них этот первый блок слабый, энергия ушла, они истощились и с помощью движения они себя подпитывают, "заряжают батарейку". Метод сенсомоторной коррекции был создан неврологами совместно с нейропсихологами (Архипов Б.А., Семенович А.В.) для того, чтобы поддержать эти самые стволовые и подкорковые структуры. Каким образом? Воздействуя на те функции, за которые отвечает этот блок. Именно в стволовых структурах находятся 12 пар черепно-мозговых нервов, поэтому мы включаем в работу упражнения глазодвигательные, к которым в дальнейшем добавляем упражнения с языком. Кроме того, там же находится центр дыхания - поэтому в программу включены упражнения дыхательные. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют тому, что мозг насыщается кислородом, так как на занятиях мы обучаем детей брюшному дыханию, дыханию с задержкой и т.д. Плюс ко всему в упражнениях на дыхание мы добавляем движения рук, ног. Например, на каком-то этапе мы просим ребенка делать вдох носом, в это время надувая живот, поднимать во время вдоха вверх правую руку и левую ногу, задерживать дыхание на 7 секунд, после чего делать выдох ртом, сдувать живот и опускать руку и ногу. Таким образом мы включаем еще и лобные структуры головного мозга в работу.А именно лобные структуры (это 3 блок головного мозга по Лурия) отвечают за то, чтобы ребенок мог ставить перед собой цели, задачи, программировать свою деятельность, сличать результат и т.д. Плюс в этом методе есть упражнения на повышение общей энергетической активности, на правильное распределение тонуса, на развитие связей между полушариями и прочее. То есть эти упражнения запускают те базовые механизмы, которые нужны для полноценной работы мозга. Часто после пройденной сенсмоторной коррекции дети перестают зеркалить буквы, у них улучшается почерк, повышается концентрация внимания, они становятся более усидчивыми, более собранными, лучше переносят школьные нагрузки. Но заниматься нужно в течение минимум 9 месяцев каждый день дома, и раза 2-3 в неделю со специалистом.
Анна Викторовна, огромнейшее Вам спасибо за такое подробное и доступное разъяснение. Дело в том, что мы живём в небольшом посёлке и у нас нет даже детского психолога. Ездили в Саратов на консультацию, сына осмотрели, слелали необходимые обследования. Врач-детский психолог (нейропсихолога там тоже нет) сказал нам, что поведение таких деток корректируется строгим режимом дня, а препараты оказывают лишь поддерживающее действие. Наш сын закончил первую четверть в 1-ом классе. Он достаточно быстро читает, аккуратно пишет, считает. У него очень хорошая память (может за несколько повторений выучить восьмистишие наизусть). При поступлении в школу я объяснила нашему учителю, что у нашего ребёнка есть отклонения (диагноз-энцефалопатия неуточнённая), но по истечении 2-ух месяцев педагог сказала нам, что наш ребёнок ничем не отличается от одноклассников. Дисциплина на уроке неплохая, не отвлекается, отвечает на вопросы, но может очень расстроиться из-за пустяка: сломался карандаш, упала ручка и т.д., это может довести его до слёз. На переменах гиперактивен, НО! только тогда, когда есть с кем бегать. То есть, если в классе тихо, он ведёт себя так же, если же кто-то начал бегать и кричать, то наш сын будет делать то же самое. Это проявляется и в мелочах: понравилась ручка у соседа по парте, будет просить такую же. Можно купить с десяток разных ручек, но ему будет нужна только та, что он увидел у одноклассника. Много разговариваем на эту тему, объясняем, что не нужно быть как все, немного стало легче. Чем это можно объяснить? Хотелось бы узнать, нельзя ли каким-то образом овладеть и применять вышеописанную Вами методику дома самостоятельно? Есть ли какие-либо тренинги, которые можно проводить в домашних условиях? Я всё готова сделать для сына, но главное препятствие-отсутствие специалиста нужного уровня... Спасибо огромное за внимание. Очень жду ответа!
Доброго времени суток! У Вашего сына очень хорошие показатели в школе. Возможно, гиперактивности как таковой и нет, а есть трудности концентрации внимания. По поводу того, что может расстроиться из-за пустяка - это так же следствие незрелости тех самых подкорковых структур. Эмоциональная лабильность свойственна детям, у которых есть явное преобладание одного полушария головного мозга перед другим, а так же отмечается нарушение межполушарного взаимодействия. Как нейропсихолог, эти проблемы я так же решаю "через мозг", то есть с помощью той же сенсмоторной коррекции. Что касается рекомендаций, как себя вести с ребенком в таких ситуациях - не могу Вам подсказать, лучше обратитесь к психологу. Заниматься сенсомоторикой ежедневно дома можно и нужно, но делать это необходимо хотя бы раза 2 неделю под присмотром специалиста. Конечно, Вы можете попробовать самостоятельно - есть книга А.В.Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза", в ней описаны типовые программы для разных возрастов. Но насколько это будет эффективно - не могу сказать. Будьте осторожнее с глазодвигательными упражнениями. Детям с повышенной эпи-активностью эти упражнения можно выполнять только при разрешении невролога/эпилептолога. В любом случае, в этой книге Вы найдете множество полезных упражнений на когнитивную сферу.
Огромное спасибо, Анна Викторовна! Я обязательно поищу рекомендованную Вами книгу. попробую поработать с сыном дома. Большое спасибо за полезную информацию и грамотную консультацию!!!
Консультация психотерапевта на тему «Задержка речевого развития» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 2 ноября 2014
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.