анонимно
Здравствуйте! Моя дочь в 4 года не может произносить мягкий звук М (вместо мя говорит мня) подскажите пожалуйста причины такого нарушения речи, и что можно с этим делать?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Некоторые дети не могут произнести мягкие согласные и заменяют их твердыми. Например, говорят мач вместо мяч, тота вместо тетя, гус вместо гусь, кон вместо конь.
При произнесении мягких согласных язык более напряжен, и спинка языка поднимается к нёбу выше, чем при произношении твердых согласных, а кончик языка продвигается вперед.
Разница положения языка при произнесении твердых и мягких согласных можно ощутить, прижав указательный палец тыльной стороной к нёбу и произнося поочередно твердые и мягкие слоги, например: на — ня, та — тя, ба — бя. Закрепление смягчения нужно начинать со слов, в которых все согласные произносятся мягко.
Артикуляция мягких согласных
Однажды Язычок сидел в своем домике. Ему стало скучно. Он приоткрыл свой дом и запел песенку веселого барабана: «та-та-та». Он пел ее легко, не напрягаясь, и песенка звучала твердо, как барабанная дробь. (Как пел Язычок? Дети повторяют: «та-та-та»).
Потом Язычок подумал: «А если я спою эту песенку с напряжением мышц?»
Он сделал шаг назад, опустил хвостик, поднял сгонку и крепко-крепко прижался к потолку. «Тя-тя-тя»,— запел Язычок. Теперь это была не песенка веселого барабана, а новая песенка. Она звучала мягко. (Как запел Язычок?)
Потом Язычок включил голос-музыку и запел: «дя-дя-дя, ня-ня-кя, ню-ню-ню».
Услыхали Губы, что Язычок поет мягкие песенки напряглись и запели: «пя-пя-пя, пе-пе-пе, мя-мя-мя, бя-бя-бя».
А Нижняя Губа запела: «вя-вя-вя».
Так Язычок и Губы научились петь мягкие песенки. А потом они стали произносить слова, в которых слышатся мягкие песенки. Посмотрите потешки, стишки в специальной литературе этого материала достаточно, упорные занятия и терпение помогут Вам справиться с этой проблемой. Удачи!
Ответ опубликован 7 октября 2014