анонимно
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Моему сыну 4,5 года. В четыре пошел в детский садик. Там ему очень нравится и ходит с удовольствием. Но он начал заикаться. Первая буква у него практически всегда А. То есть начинает говорить ААААААА и продолжает, знаешь что? Когда это началось конкретно сказать не могу, но точно после начала посещения д.сада. Да и папа у нас как бы очень, мне кажется, строго себя ведет по отношению к сыну и многовато от него требует. Допустим в саду произошла конфликтная ситуация, папа начинает учить его драться и тому подобное. Когда он начинает вот так акать, я прошу его не торопится и обдумать, что он хочет сказать. И что все у него получится и никто его не торопит. Что он молодец, даже если не совсем получается. Само заикание не постоянно. И еще момент, ощущение как будто его в саду не слушают и он старается сказать это быстро и у него как раз таки это не получается. Посоветуйте, пожалуйста, что же нам делать? Спасибо Вам за Ваш ответ.
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! Это не заикание. Это скорее, запинки.Сейчас объясню. Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.
Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как определить, заикание это или запинки.
1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.
При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.
При коррекции запинок делаем следующее:
• Консультируемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
• Проводим курс расслабляющего массажа.
• Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но, вполне подойдут регулярные игры с водой дома.
Ответ опубликован 18 ноября 2014