Консультации / Психология и психиатрия

Перегрузка, лень или что-то еще

Добрый день! Вы пишете, что если ребенок часто обманывает, то это означает, что родители слишком строги к нему. Но подскажите, пожалуйста, а как снизить строгость, если без нее ребенок (8 лет, 2 класс) не хочет абсолютно ничего делать. Вот с начала 2 класса это у нас. Ни читать, ни писать, ни убирать что-то, только лежит и смотрит в телевизор. Если запрещаю смотреть, то он спать ляжет. Когда нестрого прошу выполнить что-то, то ребенок срочно заболевает, то рука у него болеть начинает, то голова, то "сердце". Обращались к кардиологу - она сказала, что это явно не к ней (делали ЭКГ, УЗИ). Притворяется сын, в общем. Если начинаю ругать, то начинаются истерики. Может, например, 2 часа сидеть за английским, не делать его, и все это время реветь, не плакать, а именно реветь, по-животному. Не хочется говорить слово "придуривается", но, кажется, оно так и есть. Якобы это так он выражает свое мнение. Странно то, что сын не хочет делать уроки и учить что-то еще потому, что он всегда очень интересовался именно учебой. С 2 лет знал буквы (я не заставляла его, мы играли с буквами и цифрами - ребенок их и выучил). В 3 года стал читать и писать, всегда только когда сам хотел. Просил дать ему писать, читать. Научился складывать и вычитать. С легкостью вычислял примеры с 3-значными числами еще до школы. В 1 классе попросил объяснить, что такое умножение. С первого раза все понял. Устал он сейчас от учебы, что ли... Но ведь не могу же я разрешить не делать уроки дома? Или лучше ребенку позволить получать двойки? Но ведь от них он также сильно расстраивается (получил недавно первую двойку...)! Когда я спрашиваю его, почему он не выполнял задание - ведь легкое же - он говорит "не знаю". На все мои вопросы, почему он не выполняет что-то, отвечает "не знаю". Обещает больше так не делать и тут же нарушает обещание, снова врет о причинах... Сейчас за компьютером и PSP (приставка игровая) не сидит, на телефоне не играет (планшета нет у нас). Я не разрешаю играть в электронные штуки, потому что было время, когда очень сильно зависел от них. Играет ребенок в свои игрушки. Любит рисовать, лепить, мастерить что-то, мечтает стать изобретателем. Учится вообще-то очень хорошо. Даже когда не выполнял совсем домашнее задание, приносил пятерки! А вот дома - ничего делать не хочет, физической активности не проявляет, на улице ему скучно (сейчас, когда ни зимы, ни лета). Кушает плохо. Спать ложится поздно, хоть как упрашивай, хоть заставляй(. Если позволить спать утром сколько хочет, будет спать до обеда. Но вечером ни за что раньше не ляжет. Опять же - заставлять - это только если совсем строго. Врет тогда. Придумывает глупые причины, почему он не спит. И еще одна проблема: очень невнимательный к своим учебникам, вещам. Учебники хоть и в обложках, но растрепанные. Засовывает их в портфель кое-как, почти не глядя. По русскому языку буква "м" исправлена на букву "м" - много таких исправлений. Глупые ошибки делает. За контрольное списывание можно "2" ставить не глядя. Учительница не ставит двойки потому, что в принципе ребенок все знает, устные ответы превосходные. С ходу называет орфограммы, проверочные слова, придумывает отличные тексты, говорит распространенными предложениями. Но...Нервный он. Грызет ногти, покашливание нервное, кривит губы в левую сторону периодически. Невролог выписала Пикамилон, через неделю после его приема - Фенибут. Пока пропили Пикамилон, улучшений нет. Я понимаю, что все это - и вранье его, и болезни, придуманные, чтобы не делать что-то, и не выдуманный нервный тик - это из-за того, что он устал и я ругаюсь. Но как не быть строгой, если я запущу его лень, а сын успокоиться может и успокоится, но ведь привыкнет ничего не делать совсем! Пока просишь спокойно, он и ничего не выполняет спокойно. Если я в течение дня НЕ буду заставлять делать уроки, то к ночи он вспомнит про них и будет до 2-3 ночи за ними сидеть - уже было такое. Спать ложиться и не делать откажется. Но и до определенного времени (до 20-00, например) уроки он сделать отказывается, я уже пробовала режим этот наладить. Днем "нога болит", например, и он не делает ничего. Делает днем только, если я уже ругаюсь. Что мне делать с ребенком? Как распознать - перегружен он или просто ленится (учителя уже отметили, что ребенок ленится дома)? Что выбрать - заставлять заниматься дома и школьными, и домашними занятиями (он же даже зубы ленится чистить), или оставить, как есть - пусть отдохнет? Если "отдыхать", то сколько? Каникулы, а последующие за ними карантины в школе отдохнуть не помогли, хотя ребенок даже не смотрел в книжки, по дому совсем ничего не делал, так как отдыхал у бабушек. Я стараюсь лишний раз не контролировать прям всю его жизнь, у него достаточно и моего контроля, и самостоятельности. К его решениям (нормальным, не касающимся ничегонеделания) в семье прислушиваемся. Не знаю, нужны ли еще такие сведения: ребенок правша, я его никогда не приучала к праворукости, он сам выбрал. Роды были с ручным отделением плаценты - по словам врачей, ребенку там ничего не угрожало, 9/9 по Апгар. Было тройное обвитие пуповины при родах, но удушения не было, свободно пуповина лежала, ее без проблем сняли. В 2 годика было, что упал прямо макушкой со стула на пол, но врачи даже сотрясение исключили. Болел в 2 годика идиопатической тромбоцитопенической пурпурой, в 7 лет с учета гематолог снял. Кроме этого бывали редко ОРВИ.
Здравствуйте! В Вашем случае, осмелюсь предположить, что причиной такого поведения ребенка являются детско-родительские отношения и отношения в семье. Более подробно остановиться на этом не смогу, т.к. не вижу ни Вас, ни ребенка. Рекомендовала бы Вам, с одной стороны, посетить детского психолога, можно нейропсихолога на предмет состояния познавательной сферы ребенка, а, с другой, и я думаю это самое ВАЖНОЕ - посетить семейного психолога. Думаю, здесь есть над чем поработать последнему. Желаю успехов!
Консультация психотерапевта на тему «Перегрузка, лень или что-то еще» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Образование
Московский городской психолого-педагогический университет
Место работы
Частная практика
Подробности

Клинический психолог, педагог-психолог, детский нейропсихолог.

Закончила Московский городской психолого-педагогический университет. Прошла профессиональную переподготовку в ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации по программе  «Клиническая психология»

Консультирует как возрастной психолог по вопросам протекания кризиса 7 лет, особенностей психического развития старших дошкольников и младших школьников, детско-родительских отношений, а также по вопросам готовности к школе и мотивации к учебной деятельности.

Телефон для записи: +7 (910) 442-74-97.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Дегенеративно-дистрофические изменения пояснично-крестцового отдела позвоночника
Здравствуйте! Мне 29 лет. В прошлом я профессиональный танцор, но последние 6 лет у меня сидячая работа и малоподвижный образ жизни. Три недели назад у меня появились постоянные сильные ноющие...
У моего ребенка начинается переходный возрост ему ничего не интерес...
У моего ребенка начинается переходный возрост, ему ничего не интересно, он перестал общаться со сверстниками, сидел бы целыми днями в копьютере, конечно, я урезаю время игр, тогда он тупо смотрит...