Консультации / Дефектология

Ребенок не выговаривает букву л

Добрый день. Ребенок 4,5 года, мальчик не выговаривает букву л. Это норма или патология? Участковый логопед предлагала массаж языка платно. Нужно ли что-то делать или подождать до 5-ти лет и тогда обратиться к врачу?
Здравствуйте. Это и не норма , и не патология. Нужно смотреть ребенка, какое звукопроизношение других звуков, строение челюсти, активность языка. К этому возрасту Л обычно становится, но варианты возможны. Звук Р тоже становится поздно, и после постановки Л. вам лучше обратиться к логопеду, чтобы он провел комплексное обследование речи ребенка, ведь важна не только "звуковка", но и слогообразование, грамматический строй речи и много еще чего.
Ребенок все буквы говорит, говорит четко и правильно. Р начал говорить в 2г.8мес. Только Л не выговаривает, проглатывает как бы. Заменяет Л на В. Например лодка-водка. Сосал бутылку до 2лет и 7 мес.
Лучше , конечно, обратиться к логопеду, но можно попробовать исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Проводить ее нужно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки. 1 Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка. 2 Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие. 3 Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л» перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л» – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток. • «Лошадка» - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. • «Лошадка едет тихо» - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью. • «Дует ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки. • «Вкусное варенье». Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы. • «Пароход гудит». Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 4 Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.
Консультация врачей дефектологов на тему «Ребенок не выговаривает букву л» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 31 марта 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия