Консультации / Неврология

Проблемы развития ребенка 3-х лет

Добрый день! Вынуждена обратиться к вам со своими вопросами, касающимися здоровья моего трехлетнего сына. Дело в том, что уже на протяжении 2-х лет, замечая проблемы в его развитии, обращаемся к различным специалистам нашего региона. Сначала от нас просто отмахивались, ссылаясь на якобы наши излишние переживания. Сейчас многие, видя явные проблемы, не могут ни установить диагноз, соответственно, ни назначить лечения, ни сформулировать прогнозы. Только недавно (21.04.2015Г.) Нам был поставлен диагноз. В связи с этим, убедительно прошу вас дать свои профессиональные комментарии по состоянию здоровья сына. Для этого описываю основные моменты его развития: родился в декабре 2011 года, в 38 недель, вес 3380 г, рост 53 см, закричал сразу, в выписке зафиксировано, что доношенный, при рождении поставлено 8/9 баллов по апгару. Роды признаны стремительными. От момента сильных схваток до родов прошло примерно 5 часов. Никаких стимуляций не использовалось. В первые сутки постанывал. Поставили капельницу глюкоза+магнезия и все прошло. После стандартных прививок и узи был выписан домой на 5 сутки. Начал сидеть в 7 месяцев, ползать в 10 месяцев, вставать у опоры в 11 месяцев. Ходьба начиналась необычно. Начал не тихонечко ходить, увеличивая количество шагов, а начал сразу же, шатаясь, бегать. Пробегал 2 дня, затем сильно упал. Около месяца не ходил. Потом все возобновилось. Еще через 2 месяца ходьба никак не приобретала уверенности. Его всё время шатало и «заносило». Начали обращаться к невропатологам. Некоторые говорили, что слишком мало прошло времени. Другие – что возможно поврежден мозжечок. Сделали мрт, в ходе которого повреждение мозжечка не подтвердилось, но было установлено нарушение сроков миелинизации нервных волокон. Лечение не назначалось. Дополнительно стали замечать неловкость, нарушение координации движений, медленное развитие навыков. Повторное мрт определило положительную динамику по отношению к предыдущему обследованию. Вскоре столкнулись с другими проблемами. Появился насморк. Лечили под наблюдением врачей 4 месяца, испробовав, наверное, все существующие препараты. В итоге был установлен диагноз аденоиды 1 степени. В последующем насморк мучал постоянно с периодичностью 1 неделя без соплей и 3 недели – лечение. Всё это время находился на домашнем уходе. В сентябре состояние резко ухудшилось, стала стремительно развиваться ночная апноэ. При очередном обращении поставили гнойный этмоидит и аденоидит 3 степени с рекомендациями оперативного вмешательства. 5 Ноября был прооперирован. Проведены операции: поднаркозная эндоскопическая радиоволновая шейверная аденотомия и двухсторонний парацентез б/пер. Состояние нормализовалось. Носовое дыхание полностью восстановлено, но до сих пор болеет часто. Также нормализовалась и координация движений. Стало получаться нанизывание шариков на палочку. Параллельно находились на лечении у невропатолога с жалобами на отсутствие речи. В младенческом возрасте лепетал очень мало. В период с года до 1,5 лет появлялись слоги па-па-па, ма-ма-ма, дя-дя-дя, ти-ти-ти. Потом это всё полностью исчезло. В 2 года прошли первый курс восстановительного лечения в отделении раннего развития (массаж, плавание). В 2 года 4 месяца – второй курс с добавлением кортексина 10 мг № 10. В этот период проявился повышенный интерес к буквам, формам, возобновились слоги, звуки. Был явный прогресс. Но через 2 недели всё исчезло. Звукоподражание (типа гав, мяу, му-у) никогда не возникало. И до сих пор не появилось. В 2 года 9 месяцев – второй курс кортексина и в 3 года 2 месяца – третий курс. Результатов не было. В 3 года 1 месяц пробовали фенибут. Это привело к резкому ухудшению засыпания и неадекватности поведения. Через 5 дней были вынуждены отказаться. Другого лечения не назначали, ссылаясь на проблемы из-за отсутствия полноценного носового дыхания, а в последующем – на короткое послеоперационное время. На данный момент после операции прошло 6 месяцев и отставание в развитии уже заметно всем. Дважды делали обследование слуха. Но первый раз - при наличии длительного насморка, что явно отразилось на результаты. Второй – вскоре после аденотомии, когда поставили тугоухость справа 1 степени и слева – 2 степени. Собственное отношение к слуху таково: слышит достаточно хорошо, но такое ощущение, что не всегда; либо слышит только то, что ему нужно. Допустим, можно шепотом ему сказать: «пойдем смотреть мультики» и он побежит к компьютеру или телевизору. А можно несколько раз крикнуть имя и увидеть реакцию далеко не с первого раза. Сделали 2 раза ээг. В первом случае признали её достаточно хорошей, а во второй раз при мониторинге ночного сна обнаружили эпилептическую активность. Хотя мы ни разу не замечали никаких приступов, замираний либо «зависаний». Текущая ситуация по развитию такова:  речь отсутствует полностью. Нет ни единого слова. Только несколько звуков и слогов: а-а-а, э-э-э, ти-ти-ти.  Повышенное слюноотделение (присутствовало всё время с 6 месяцев с периодическим изменением интенсивности).  Очень часто и сильно скрипит зубами во время бодрствования, но ни тогда, когда он нервничает, а просто вместо развлечения; может скрипеть во время игры.  На горшок не просится (даже знаками). Сами высаживаем в определенное время. Хотя ходить в запачканных штанах не нравится. Снимает.  Нет никакого познавательного интереса. Невозможно заинтересовать ни рисованием, ни лепкой, ни конструированием. Но всегда был повышенный интерес к книгам. Однако, даёт читать только определенные сказки и стихи. Может их слушать по кругу часами. По тексту сам перелистывает страницы.  Любит смотреть мультфильмы, но тоже только определенные, хорошо знакомые. Редко когда соглашается на новый мультфильм (в протест мотает головой и кричит).  Буквы и фигуры, несмотря на то, что их учили в 2 г.4 Мес., До сих пор помнит. Из 4-5 букв по вопросу правильно показывает пальцем на нужную. Фигуры определяет из 6-7 штук.  Имеет место стереотипия – повторение одних и тех же движений, жестов. Может открывать и закрывать шкафы, не интересуясь внутренним содержимым. Может кидать предметы, используя одни и те же жесты.  Плохо раздевается. Может расстегнуть молнию, снять трусики, с трудом носки и колготки. Но этот процесс сопровождается недовольством (капризничает). Сам не одевается. Даже не делает попыток.  Кушает и пьет самостоятельно. Довольно уверенно, но неаккуратно.  Практически не играет игрушками. Как правило, бегает, перелистывает книги, в редких случаях может поиграть с мячом и пирамидкой. Пирамидку собирает правильно. Может покататься с горки. В игру приглашает брата (берет за руку и показывает, что нужно бегать).  Простые знакомые просьбы понимает: выключи свет, пойдем спать, закрой дверь, унеси трусики в стирку и т.П.  По обучающим карточкам (около 100 штук) правильно показывает предметы мебели, животных, транспорт, овощи и т.П.  При возращении одного из родителей не проявляет никаких чувств (не бежит навстречу даже после длительного отсутствия).  Может никак не реагировать на свое имя. Таким образом, заявить о том, что совсем ничего не понимает – нельзя и в то же время, развитие не соответствует возрасту. В соответствии с вышеизложенным, возникают вопросы: 1. Может ли эта задержка в развитии быть вызвана эпилептической активностью головного мозга в ночное время? Или причина сокрыта в другом и необходимо делать какие-то дополнительные обследования? 2. Насколько существует вероятность коррекции поведения и развития? Каковы перспективы? 3. Что ещё нам необходимо сделать для исправления ситуации? Еще раз обращаюсь к вам с просьбой и надеждой получения квалифицированной консультации. С нетерпением жду вашего ответа. Заранее спасибо. С уважением, елена.
Добрый день! В данном случае- проблема со здоровьем требует вмешательства не только детского невролога, а ряда других специалистов. По скольку обращение идет ко мне, мои выводы: 1. У ребенка - неврологическое заболевание , обусловленное патологически прошедшими родами, о чем свидетельствуют ваши факты, а также данные МРТ исследования. 2. Имеется отставание в психическом и моторном развитии ребенка, которое требует корректировки специально расписанные индивидуальным курсом реабилитации ( в составлении данного курса принимают участие врачи: педиатр, детский невролог, физиотерапевт) 3. Ребенок требует постоянного контроля со стороны врача детского невролога( желательно одного) с назначением противоэпилептический медикаментозное терапии для ЛЕЧЕНИЯ неврологических проявлений болезни. С уважением, доктор Тараканов О. П.
Добрый день! Спасибо за ответ. Но, пожалуйста, подскажите, куда можно обратиться за профессиональными назначениями именно при наших симптомах. У нас в регионе, к сожалению, пока уровень специалистов и оборудования оставляет желать лучшего. Мы готовы выехать для полного обследования и первоначального этапа лечения с последующим периодическим наблюдением. В интернете клиник много, но где бизнес, а где профессионалы своего дела, к сожалению, нам определить не по силам. Один раз мы уже "обожглись". Время идет, а чем раньше будет правильно подобрано лечение, тем лучше результат. Заранее благодарю за ответ.
Добрый день! К сожалению, вы не указали адрес своего места жительства. В Москве- это Институт неврологии.Доктор Тараканов О.П.
Мы проживаем в г.Чайковский Пермского края. Ближайший крупный город - Ижевск. Туда мы и ездим к большинству специалистов.
Добрый день! Могу посоветовать кафедру неврологии Ижевского медицинского института. Доктор Тараканов О.П.
Консультация врача невролога на тему «Проблемы развития ребенка 3-х лет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 мая 2015
О консультанте
Специализация
Подробности

Врач невролог-вертебролог (детский, взрослый), мануальный терапевт. 

Телефон для записи: +7(968)965-02-36.