Консультации / Психология и психиатрия

Позднее развитие

Здравствуйте! Моей дочери 3,4 года, ходит в детский сад. С самого начала ходит туда без капризов и истерик, воспитатели не жалуются совсем, но меня напрягают некоторые моменты: 1. Она не общается с детьми в группе,играет чаще всего одна (это по личным наблюдениям). Надо сказать,что речь ещё до конца не сформировалась, т.Е. Ей достаточно сложно выражать свои мысли словами.Возможно поэтому у неё есть какой то барьер в общении. 2. Писается только на прогулке в садике. Почти каждый день. Думаю она боится попроситься у воспитателя на горшок. 3. Неуемный аппетит. В садике съедает всё подряд,даже иногда чью то порцию как добавка. Приходит домой и ещё просит есть много всего со слезами. Такой аппетит у неё довольно давно,ещё до садика был. 4. Боится взрослых,преимущественно мужчин. И животных тоже. С раннего детства. Помимо всего прочего у неё сейчас сложный период, видимо кризисный. Частые истерики возникают порой на пустом месте. Не может сказать, что ей нужно,сразу в слёзы. Чем мне ей помочь? Или просто переждать это период? Он длится уже месяца 3-4. Спасибо за ответ.
Здравствуйте! Садик-это первый и непростой период социализации , когда ребенок встречается с новыми взрослыми и детьми и когда он оказывается не "единственным" и к нему предъявляются требования, отношения, реакции взрослых и детей, к которым он не привык . 1.К сожалению Вы не написали сколько по времени Ваша дочь посещает детский сад: в самом начале происходит адаптация ребенка к новой среде и она вызывает напряжение, тревогу, страхи у ребенка и может проявляться по- разному как в садике так и дома после посещения садика : в том числе повышенным аппетитом и истериками, как кажется, на пустом месте- ребенок справляется с напряжением так, как позволяют ему его возможности, а так же каждому ребенку нужно разное время ,чтобы освоится и у каждого ребенка разная потребность во взаимодействии с другими детьми.Общение- это навык, он формируется и его можно развивать.Например: как подходить к другому ребенку, как начинать общение, как играть - 1-ый, 2-ой....10-ый шаги в этом можно Вам поддержать Вашу дочку ,сопровождая ее и находясь некоторое время рядом, обучая и подсказывая (но без насилия и принуждения). Про сложности выражение мыслей словами: часто сталкиваюсь в практике с темпераментными родителями , у которых дети не такие быстрые - при этом часто возникают периоды недопонимания природного с учетом того. что дети только учатся всему и ребенку нужно больше время а также терпение и пауза ( в наш торопливом мире !), помощь и подсказка. 2.Вы очень хорошо чувствуете и внимательны к взаимосвязям: "писается только на прогулке, Думаю она боится попроситься у воспитателя на горшок". Важная роль у родителя -это постоянный контакт и сотрудничество с воспитателями: как можно договориться с воспитателем : есть ли возможность у воспитателя и готов ли воспитатель вести в туалет ребенка, когда гуляет со всей группой ? что в его силах? у Вашей дочери может очень грозные и строгие воспитатели? как можно Вашей дочери сигнализировать, когда она хочет в туалет,если стесняется сказать,можно придумать другую форму и обговорить сначала с воспитателем? а потом втроем : вы воспитатель и дочка, например договорится про сигнал - например игрушкой писклявой ?Возможно к этом процессу подойти творчески? 3.Про аппетит см в п 1 4. Интересно, что этому (страхам)способствовало? Какой опыт? Интересно есть ли в Вашей семье кто-нибудь очень тревожно-боязливый? В 3 года у детей еще нет навыков распознавания и описания своих переживаний, а так же удерживания их- они только формируются постепенно и завершаться где-то к окончанию школы.Вы уже помогаете своей дочери тем, что Вы внимательны к ней , наблюдаете и рядом, а еще размышляете и задаете вопросы!Пережить детскую истерику бывает не просто , во многих случаях дети просто не умеют еще контролировать свои негативные эмоции(злость, страх) и проявляют их таким образом - в виде истерик.Сохраняйте спокойствие,при настоящей истерике ребенку может стать страшно, когда никого нет, поэтому лучше быть рядом и дожидаться, пока эмоции не улягутся.
Большое спасибо за подробный ответ. Да,я очень внимательна к развитию своего ребёнка, моя мама даже думает,что я черезчур заморачиваюсь по таким вопросам. Кстати, по поводу тревожно-боязливых в семье, это про мою маму. Она боится всего нового. Например, она не владеет компьютером и не пользуется мультиваркой,которую мы ей подарили на юбилей. Объясняет тем,что боится неправильно использовать и готовить на плите ей привычнее. Но я отступила от ребёнка. Прошла неделя с момента написания мной вам письма,ребёнок меняется на глазах. В садик ходит с октября,с переменным успехом,в смысле часто болеет. Сейчас она начинает контактировать с детьми, играют вместе в песочнице,делится игрушками. И гораздо активнее стала речь,ещё больше понятных слов и смысловых предложений. Правда по прежнему писается на прогулке, я сделала такие выводы про то,что она стесняется попроситься у воспитателей исходя из того,что на прогулке со мной она всегда просится "в кустики". Воспитатели не то чтобы строгие,просто для неё это чужие люди, она видимо все таки стесняется. Или просится,но ее не слышат,потому что вокруг много шумных детей. Я пытаюсь с ней говорить на эту тему,она все проговаривает за мной,что надо подойти к воспитателю и попроситься,но на практике не применяет. Попробую ваш совет с сигналом. Ещё раз спасибо за консультацию!
Консультация психотерапевта на тему «Позднее развитие» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 мая 2015
О консультанте