Консультации / Психология и психиатрия

Адаптация в детском саду

Добрый день! Сыну 2 и 10, пошли в сад. С огромным удовольствием! Настолько огромным, что он стал раньше просыпаться утром. Начинали ходить постепенно (2 часа, 4 часа, полдня). Через пару дней ребенок сказал, что хочет остаться спать с детьми. Оставила. Воспитатель сказала потом, что он не спал и "баловался" в кровати, делал "пррррр" губами. На след.День я пришла в обед, ребенок снова сказал, что останется и будет спать в своей кроватке. Опять не спал (другая воспитательница сказал что не спал и шумел, крутился в кровати и смеялся). На третий день ребенок проснулся в 5.50 Утра, я предупредила воспитателя, что он встал рано и точно должен уснуть, но в 4 вечера оказалось, что ребенок не только не спал, но и перестал слушаться, ведет себя неадекватно, его в наказание усадили на отдельный стульчик и заставили сидеть отдельно от детей, а ребенок кричал "хочу в другую группу". В таком состоянии мы с мужем застали его в саду. Ребенок отказывался идти домой, кричал, что хочет к детям, "в другую группу", вырывался и истерил. Потом мы сделали перерыв на три дня (пятница и выходные). Воспит. Сказала, что ребенок у нас очень хитрый и хам, огрызается на ее замечания и нам надо его воспитывать. Дома ребенок всегда ведет себя замечательно, помогает, играет, поет песенки, слушает сказки, только уложить спать всегда было проблемой, надо было обнять или дать подержать руку в кроватке. Ребенок очень активный, не любит долго сидеть на месте, если не погуляли и не побегали, может долго крутиться в кровати и не заснуть или заснуть с трудом. Главное условие - физическая активность. Мы никогда не сидели в песочнице, сын тянул меня "гулять" и "ходить" далеко. Дома если один родитель запретил что-то, второй тоже это запрещает. Ласковый мальчик, делится всем, помогает. А тут в саду говорят, что ребенок хамит... Проблема в том, что он не хочет идти домой (воспитатели попросили забирать до сна еще пару недель, для адаптации), так ребенок не хочет идти домой, истерики на весь сад такие, что сегодня даже заведующая пришла узнать, что случилось. Я ребенка держала изо всех сил, он рвался назад в группу к детям, в свою кровать (я его заранее предупредила, несколько раз повторяла, что пока спать в садике не будем, он соглашается, а в момент, когда я прихожу его забирать, уговор забывает). Дома начинаются истерики: "не хочу есть", "не хочу спать", "не хочу мыть руки" и т.П. На все. Именно в день после сада. На пустом месте. Смотрит в глаза и орет изо всех сил, уже осип даже. Если в сад не пошли - день проходит нормально. Муж за истерики дает по попе. Я считаю, так нельзя, взглядом его притормаживаю, успокаиваю. Его нервы из-за капризов ребенка на пределе. Мои тоже, пью валерьянку, чтоб не сорваться на ребенке или не разреветься от бессилия перед ситуацией. Как помочь ребенку? Как реагировать? Невролог назначила глицин, потом тенотен. Ничего не помогает. Спасибо!
Здравствуйте. Давайте все по порядку. 1. Если воспитательница отзывается о ребенке в возрасте 2,10 как о хаме, то педагогические способности данного воспитателя вызывают большие сомнения. Если ребенок неполных 3-х лет грубит и говорит неприятные воспитателю вещи, то в ответ на это называть ребенка хамом – это антипедагогично в принципе. 2. Насколько я поняла, невролог назначил легкие препараты, Вы пишите: «Ничего не помогает». Вы пропили весь курс? Вы сказали врачу, что динамики не было? Врач откорректировал схему лечения? Судя по Вашему описанию, ребенок гиперактивный. Это не страшно, с возрастом пройдет. Врач назначил мальчику мягкие ноотропы – лекарства, помогающие мозговому кровообращению. Оно действуют не с первого дня, поскольку, повторюсь, это очень легкие препараты. Вам надо поставить врача в известность относительно динамики или ее отсутствия после прохождения всего курса лечения. 3. Вы пишите: «Муж за истерики дает по попе. Я считаю, так нельзя, взглядом его притормаживаю, успокаиваю». Вы правы, бить ребенка за истерики – не очень эффективно. Хотя иногда в своем бессилии и гневе родитель не может удержаться – это понятно, но лучше бы этого избегать. Вопрос в следующем: как переключать ребенка во время истерик. Тут надо экспериментировать, постоянно искать способы. Некоторым детям помогает следующее: объятия, когда их берут на ручки, что-то очень яркое в окружающей обстановке (по типу «посмотри скорее, какая красивая машина едет!»), новая игра со взрослым, игра с водой или песком, что-то необычное в поведении и мимике взрослого, способное удивить малыша (например, родитель начинает корчить рожицу) так далее: это пространство для родительского творческого поиска. 4. Вы пишите: «ребенок не хочет идти домой, истерики на весь сад такие, что сегодня даже заведующая пришла узнать, что случилось. Я ребенка держала изо всех сил, он рвался назад в группу к детям». Здесь Вам необходимо признать свое бессилие: хотите ли Вы этого или не хотите, но Ваш сынишка обладает повышенной социальной активностью, желанием достичь поставленной цели (целеустремленностью), определенной личностной силой (личностным стержнем). Это – прекрасные качества. Со временем Ваш сын научится ими грамотно распоряжаться. 5. Если все вышеперечисленные рекомендации не облегчают Ваши переживания по поводу поведения сына, я рекомендую Вам обратиться на очную консультацию детского психолога для более детального анализа ситуации.
Ольга сергеевна, спасибо за быстрый ответ. По п.1 Согласна с вами, поскольку ребенок пока только копирует сверстников (кривляние лицом, коверканье слов и издавание звуков). Детки в группе не ругаются, не обзываются, так что хамить научиться не у кого. По п.2 Пойдем к неврологу третий раз, но последние два дня в саду была другая воспитательница и ребенок уходил почти спокойно (заплакал "хочу к деткам спать" и через 15 секунд успокоился). Вероятно, причина в воспитателе и ее методах воспитания, а не в нервной системе ребенка. Будем разбираться. П.3 - Спасибо, буду очень стараться фантазировать и отвлекать внимание от истерик играми и предметами. П.4 Объясняет все его поведение. Я рада, что он очень общительный. Будем помогать ему. Хотелось бы только уточнить, на ваш взгляд, нужна ли ему еще две недели адаптация по полдня (как настаивает воспитатель), или, раз он просится, все же оставлять на целый день регулярно или хотя бы через раз? Спасибо вам огромное!!!
Мне кажется, что постепенное увеличение длительности пребывания в детском саду лучше, чем оставление на целый день через раз. Лучше медленное привыкание, чем резкое погружение. Вы - внимательная и чуткая мама, Вы сможете решить, ориентируясь на состояние ребенка, когда он уже готов остаться на полный день. Ни я, ни воспитатель - никто не знает ребенка лучше, чем сердце матери. Оно подскажет.
Консультация психотерапевта на тему «Адаптация в детском саду» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 2 марта 2015
О консультанте