Консультации / Психология и психиатрия

Сын внезапно стал отказываться от детского сада

Здравствуйте. Постараюсь поподробней написать, ибо живу в населенном пункте, где детский психолог - это недоступное желаемое, а не действительность. Много прочитал на эту тему, но так и не могу найти ответ, в чем причина такого поведения ребенка. Сыну 3,9 г., Родился 1 февраля 2011 года, роды были со стимуляцией, но в срок, отклонений никаких нет, ребенок нормальный в физическом плане. Интеллектуально тоже развивается ровно. В сад начали ходить с 2,6 г. Адаптация прошла хоть и не без проблем, но довольно быстро. Через месяц ребенок стал в сад ходить добровольно и с хорошим настроением. Были иногда капризы, но всегда тому была очевидная причина, и решалась проблема быстро. Иногда заболевал, как и все дети, тогда мы его отдавали бабушке, обычно на неделю, до выздоровления. Три недели назад ребенок в очередной раз заболел и две недели находился у бабушки (я и супруга работаем). Бабушка у нас одна, ребенка всегда берет с охотой, но "нянькается" с ним как с новорожденным, вплоть до того, что кормит с ложечки уже взрослого малыша, пылинки сдувает, ни в чем ему не перечит. Помимо этого, мы регулярно на один выходной отдаем бабушке сына. Так вот. После выздоровления сын пошел в садик , если и не с удовольствием, то по-крайней мере, без видимого сопротивления. В саду, со слов воспитателей, активен, кушает хорошо, спит достаточно. Одна проблема (впрочем, иногда и раньше такое бывало): ребенок периодически какает в штанишки. Раньше писался, но с этим стало лучше. А вот покакать... Дома приучили, он просится на горшок, а в саду горшка нет (с августа во-вторую младшую группу перевели), унитазы стоят, видимо считается, что малыши в таком возрасте уже на горшок не ходят. Мой сын охотно писает в унитаз, но какать садится на горшок только. Причем, сидя на горшке дома, обязательно берет планшет и играет в игры. И вот три дня назад утром внезапно сын со слезами и истерикой отказался идти в сад!!! Впервые за год!!! После долгих разговоров он сказал, что "там обкакается и его будет ругать воспитательница". Воспитатель в этом месяце у нас одна, вторая в отпуске. В целом к ней претензий не было, ребенок сам неоднократно говорил, что "ольга николаевна ему нравится". Опытный и добрый в общем-то педагог, впрочем, что происходит в группе, когда нет родителей, мне неизвестно, но воспитатель действительно заслуживает доверия. Полагая, что ребенку в саду что-то сказали не то по поводу "какания", попытался поговорить с воспитателем. Она "клянется-божиться" со слезами на глазах в буквальном смысле, что никаких угроз или тем более физических действий в отношении моего сына никогда не было и быть не могло. То же самое говорит о младших воспитателях. Она спрашивает мальчика, "кто тебя ругал за то что ты обкакался?" Он отвечает "воспитательница". "Какая воспитательница? Я одна у вас воспитательница" на это ребенок молчит. Я пошел на хитрость, в присутствии воспитателя спрашиваю "а может мама тебя ругает за то, что ты обкакался?" Он тут же отвечает утвердительно. "Ты же сказал, что воспитательница ругает?" Он: "да, воспитательница" "а мама ругает?" Он: "да, мама ругает". Во общем, я не стал оставлять его в саду в этот день. Он сказал, что завтра обязательно пойдет в садик, и когда мы покинули территорию сада, то ребенок резко переменил настроение. Стал веселый и активный, как обычно. На второй день утром ситуация повторилась, мальчик со слезами на глазах и истерикой отказался идти в сад. Правда истерика была уже пассивной и тихой относительно, но от того не легче. Через силу привел его в сад, еле завел в группу, уйти сын не дает, цепляется за руки ноги, кричит, что не хочет в сад, а хочет быть со мной, потом (как вариант) "с бабой". Спрашиваю, может тебя кто-нибудь обижает в саду? После некоторого молчания, говорит, что обижает костик. Вроде как уже вторая причина обозначилась. Это его друг, и обычный ребенок, которого, иногда, мой сын и сам обидеть может. Показательно обращаюсь к костику, спрашиваю, обижает ли он даню (так моего зовут). Костик насупился и молчит. Говорю, "не надо обижать никого, обещаешь?" Тихо кивает головой, в глаза не смотрит. Ну вроде, все. Однако, отпускать меня из группы сын не хочет. Через полчаса удалось посадить его за стол кушать, в этот момент я ушел. Уходил когда, слышал, как он громко плачет и говорит "хочу к папе". Скрипя сердце, ушел. Через час позвонил в сад, воспитатель сказала, что от завтрака отказался, но успокоился, однако, "куксится" и просится "к папе". В 17-00 ч. Пошел его забирать. Из группы ко мне вышел совершенно адекватный малыш! Веселый, активный, хулиганистый немного (как обычно). И ни следа от вчерашней и сегодняшней истерики!!!!!!! Воспитательница сказала, что как только лег на дневной сон, то быстро относительно уснул, спал до конца, а проснулся когда, то совершенно преобразился!!! И активно играл, и пообедал хорошо, и ужин съел. Да я и сам видел, что это обычный мой сын, каким я его привык видеть, когда забираю из сада. Решил, что видимо, проблема себя исчерпала. Но сегодня утром (третий день) история повторилась "де жа вю". Снова слезы, правда истерики уже не было, снова "не хочу в садик, хочу папе-бабе", в группе опять цепляется за руки ноги, не отпускает, ревет, все воспринимает только негативно, все отрицает ("я за тобой скоро приду." Он:"нет, не придешь!" "Никто тебя обижать не будет, я всем сказал, чтобы тебя не обижали" он: "нет, будут обижать". "Все будет хорошо" он: "нет, не будет". " Я же вчера за тобой пришел?" Он:"нет, не пришел". "И сегодня приду, все будет хорошо". Он: "не придешь". И все в таком же духе. Спрашиваю, почему не хочет идти в сад, снова говорит, что костик обижает, про то, что ругать будут уже ни слова. Я возьми и спроси его: "может тебе просто расхотелось ходить в сад?" Он тут же соглашается и уже дальше утверждает только, что ему расхотелось идти в сад. То есть, обозначилась третья причина. Как только собираюсь уйти, мальчик снова в слезы ударяется, кроме того, пытается самостоятельно уйти из группы. Выйдет в прихожую и сидит на скамье там. Когда я хочу уйти, кидается ко мне и пытается открыть закрытую за мной дверь с громким плачем "не уходи!". Я возвращаюсь. Через сорок минут смог его оставить в группе только под обещание, что "сейчас схожу позвоню и сразу приду". После чего ушел. Знаю, что дал ребенку обещание, которое не выполню, и что он не забудет этого, но уже просто не знаю, что делать от отчаяния. Через час перезвонила воспитательница и сказала, что ребенок совершенно успокоился, играет с детьми в обычном темпе, активный и слез как не бывало. Извините, написал много, но я в растерянности. С одной стороны, понятно, что в саду что-то произошло, на что ребенок так среагировал. С другой стороны, все три причины, которые он обозначил, вроде как мы сами ему же и подсказали наводящими вопросами. В чем истина? Как понять, что из перечисленного им правда ("ругают за обкаканные штаны", "обижает костик" и "расхотелось идти в сад" )? Как понять, нужна ли ребенку защита или же это просто "кризис трехлетнего возраста", о котором уже прочитал бог знает сколько? Как правильно поступить сейчас? Завтра, уверен, ситуация повторится. Что делать? Это просто его "хотелка" и нужно заставлять его посещать сад? Или нужны срочные меры, вроде, смены детского сада, перерыва в посещении, консультации психолога, педиатра, невропатолога, или еще что? Или же ребенок просто не высыпается, как утверждают на многих родительских форумах? Ложиться он у нас в 21-00, засыпает около 22-00 ч. Засыпает хорошо, просыпается рано, иногда даже в шесть утра. Но в основном это около 07 часов утра. На аппетит не жалуемся, мальчик растет в порядочной семье, родители с высшим образованием, оба государственные служащие. У ребенка все есть в меру. Очень хотелось бы знать, что происходит с точки зрения детского психолога? Искренне благодарен буду за полезный ответ. Спасибо.
Здравствуйте. Во-первых, хочу Вас успокоить, ничего страшного с ребенком не происходит. В подобных ситуациях очень трудно понять, в чем причина нежелания ребенка ходить в сад. Как один из вариантов возможно его нежелание расставаться с Вами и попытки добиться своего различными способами: как правило, все дети так и ли иначе пытаются манипулировать родителями и пытаются добиваться желаемого разными путями, это абсолютно нормально. То, что ребенок вскоре после Вашего ухода успокаивается и играет с детьми - это очень хороший показатель его способности адаптироваться к требованиям социума (в данном случае это требование - некоторое время находиться без родителей в детском саду). Теперь о том, как Вам справляться с его истериками: 1. никогда не обещайте ребенку того, что Вы не исполните, 2. придумайте ритуал расставания с ребенком в детском саду - например, сначала Вы подержите его на коленях, потом поцелуете, опишите то, чем будете заниматься без него, потом попрощаетесь. 3. После того, как ритуал расставания исполнен, Вы быстро уходите, предварительно попросив воспитателя переключить ребенка на какую-нибудь игру, или просто взять его на руки в то время, когда он будет плакать и рваться к Вам. 4. в этот момент, когда Вы его покидаете, а он плачет и рвется к Вам, повторяйте про себя что-то вроде этого: "Мой сын учится переживать временную разлуку, он учится жить в мире, где много фрустраций, он с этим справится".
Спасибо, уважаемая Ольга Сергеевна! Вы меня успокоили. В дополнение скажу, что в последующую неделю кризис вроде бы сошел на нет. В сад ходили хоть и не совсем весело, но без истерик и слез. Вашим рекомендациям буду следовать обязательно. Но есть еще один вопрос: Вы говорите о привыкании ребенка к необходимости находиться без родителей. Но ведь в саду он уже больше года, раньше ничего подобного не наблюдалось (разве что совсем единичные случаи без истерик и легко преодолеваемые, о чем выше уже писал)! Разве привыкание - не атрибут начального этапа посещения детского сада? Почему через год? Ходил-ходил ребенок в сад нормально год и вдруг возникла необходимость привыкать? Видимо, я чего-то недопонимаю, и буду благодарен за еще одну маленькую консультацию. Спасибо Вам огромное.
Я не писала про привыкание ребенка к детскому саду. Я написала: "В подобных ситуациях очень трудно понять, в чем причина нежелания ребенка ходить в сад." И конечно же у меня нет ответа на вопрос "Почему через год?", потому что я не знаю событий жизни ребенка, и я допускаю, что и Вы не знаете этого - что естественно. Маленький ребенок не может подробно рассказать, что могло его задеть или расстроить, не может, как взрослый, доступно объяснить причину своего дискомфорта. Именно поэтому в подобных ситуациях очень трудно понять, в чем истинная причина истерик или дискомфорта. Важно наблюдать за тем, что происходит с ребенком и создавать условия, в которых он наиболее гармоничным образом преодолеет временный эмоциональный дискомфорт.
Спасибо огромное, Ольга Сергеевна! Всего Вам наилучшего в наступающем году, счастья, мира и здоровья!
Консультация психотерапевта на тему «Сын внезапно стал отказываться от детского сада» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 20 ноября 2014
О консультанте