Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок потерял самостоятельность

Здравствуйте. Дочери 1,9. В последние несколько недель реакция на почти любое событие плачь. Не выполняешь ее просьбу незамедлительно (достать, дать и пр.) - Плачь; рядом кто-то громко крикнул - плачь; потрогали ее игрушку - плачь; не получилось сделать что-то - плачь и сразу "не могу"(даже не хочет пытаться!) Я понимаю, что ребенок проходит стадию, когда понимает, что он не всесилен и зависим от помощи взрослых. Но наше "помоги" стало звучать по-любому поводу, даже если ребенок мог раньше это сделать сам или, я знаю, может. Помощь нужна во всем: сама перестала играть совсем, то же самое с рисованием, лепкой и другими занятиями. Только если взрослый включен. Ела всегда плохо (я докармливала сама в конце ложкой), сейчас - вообще отказывается сама есть... Подскажите, как помочь ребенку приобрести желание пробовать, делать самому, сформировать уверенность в себе?
Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу за дочь, и понимаю Ваше желание привить ей способность пробовать, делать что-то самой, сформировать уверенность в себе. Но по Вашему описанию можно предположить, что что-то случилось, что-то произошло, что вызвало подобную реакцию девочки. Возможно, что что-то произошло в окружении ребенка, какое-то событие вызвало эмоциональный стресс ребенка. Обычно маленькие дети реагируют на эмоционально травмирующие их события ростом плаксивости и снижением аппетита. Поэтому прежде, чем развивать уверенность в себе, хорошо бы понять, какое событие вызвало подобную реакцию ребенка. Развивать новые навыки и качества хорошо, когда ребенок находится в эмоционально комфортном состоянии, а не когда он переживает эмоциональный стресс.
Ольга сергеевна, спасибо за ответ. Попыталась проанализировать события, предшествующие началу такого поведения. В период его старта ничего особенного не вспомнила, а вот позже были некоторые моменты, способные вызвать стресс (отказ от бутылочки, периодические гости у бабушки, необходимость самостоятельного снятия описанных штанов). Но это все было уже позже и, возможно, усилило стресс. Сейчас плаксивости стало меньше, но это наше "не могу", "покорми", "надень" и прочее продолжается. При этом спит спокойно, хорошо. Я интерпретирую поведение дочки как желание получить моё внимание (типа " я без тебя не справляюсь, поухаживай за мной) и вот не знаю, как с одной стороны поддерживать у ребенка чувство безопасности(мама может и готова помочь), а с другой не перевести на уровень спекуляции. Можете вы дать совет, как это сделать? И еще вопрос2 (возможно, источники проблемы одни): дочка часто говорит глаголами-указаниями: сядь, дай, держи так(игрушку) и пр. Я стараюсь не просто делать/не делать, а объяснять почему я делаю/не делаю. В случае "не делаю" частая реакция плачь.
Один из самых основных вопросов воспитания - это обеспечение баланса между поддержкой, безопасностью и стимулированием ребенка к самостоятельности. Процесс воспитания - это постоянный поиск этого баланса, здесь не может быть один раз определенного рецепта. То, что Вы объясняете ребенку свои действия, делает поиск этого баланса ясным не только для Вас, но и для ребенка.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок потерял самостоятельность» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 19 ноября 2014
О консультанте