анонимно, мужчина, 2 года
Добрый день! Сыну 2,5 года. Он никогда не был послушным ребенком, но в последнее время я понимаю, что влиять на него словами у меня не получается совсем никак. Я говорю ему, что нельзя делать то--то и то-то. А он отвечает : "почему нельзя? А я хочу!" Я начинаю объяснять, что кошку нельзя бить, потому, что ей больно; что в магазине нельзя хватать товары с полок и кидать их на пол, потому, что так некрасиво делать и потому, что маме придется платить денежку, если он что-то испортит.А он все то же в ответ : "хочу!" Если я шлепаю его по попе, то в ответ на это он становится агрессивным и начинает бить меня. Пыталась по-другому с ним разговаривать: " если ты не уберешь свои игрушки, я тоже не буду делать тебе приятно и не буду включать тебе мультики." Или "разве тебе приятно, когда тебя бьют? Если ты будешь бить меня, то я тоже ударю тебя" в ответ он начинает кричать, что он меня может бить и не слушаться, а я ему тем же отвечать не должна (это я своими словами) получается, что я все время кричу на него, потому что спокойный тон он не понимает, а шлепание по попе приводит к ответной агрессии.Так же не могу никак убедить его самостоятельно есть и одеваться.Ест он плохо, поэтому, говорить, что если он не поест сам, то останется голодным- бесполезно, ему только этого и надо. Если говорю : "не оденешь штаны сам, значит гулять не пойдем" . Он отвечает : " а я не хочу гулять" и т.Д. Хотя и есть он сам умеет и штаны одеть может, когда захочет.Часто бывает, делает назло. Говорю ему идти сюда, он убегает, говорю не раскидывай, он раскидывает еще сильнее. Как объяснить ребенку, что нельзя делать все, что ему хочется, что есть определенные нормы поведения? Как приучить к элементарным навыкам самообслуживания (убирать игрушки, есть, одеваться и т.Д.) И научить понимать нормальный, а не повышенный тон?
Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. Ваш ребенок приблизился к возрасту 3 лет, который характеризуется кризисом личностного развития. Кризис 3-х лет сопровождается негативизмом (ребенок часто говорит «нет»), капризностью, желанием делать что-то самому («Я сам»). Это тяжелое время для родителей, но в это время закладываются такие качества личности, которые в будущем сформируют инициативность и целеустремленность ребенка. Вы пишите: «Если я шлепаю его по попе, то в ответ на это он становится агрессивным и начинает бить меня». Такое часто случается: если родитель преподносит ребенку «урок» («когда я сержусь, я могу ударить»), то ребенок этот «урок» быстро усваивает. С таким маленьким ребенком бесполезно разговаривать как со взрослым (требуя от него взрослого осознавания) или физическими наказаниями добиваться своего - наиболее эффективно общаться с маленьким ребенком с помощью игровой формы: например, если уборка игрушек превращается в подготовку к старту космической ракеты, то ребенок гораздо охотнее включается в желательную для родителя деятельность по уборке игрушек.
Вы спрашиваете: «Как объяснить ребенку, что нельзя делать все, что ему хочется, что есть определенные нормы поведения?». Ребенок в неполные 3 года еще не должен владеть «нормами поведения» - дети овладевают этими нормами в течение всего детства (наиболее интенсивно после 7 лет и до подросткового возраста, в разном возрасте они усваивают разные нормы), но кризис 3-х лет – это крайне неудачное время для приучения ребенка к каким-либо нормам. Ваш малыш раскидывает все вокруг не потому что он «не знает норм поведения», а потому что у него есть эмоциональное напряжение, какие-то негативные эмоции, которые он в силу своего возрасте не умеет ни распознавать, ни адекватно взрослому выражать. Поэтому он выражает свой эмоциональный стресс таким детским способом.
Что же делать в Вашей ситуации: 1. обратиться на очную консультацию к детскому психологу, чтобы психолог обследовала ребенка, проанализировала причины его эмоционального напряжения и дала Вам рекомендации по способу поведения с ним, 2. снизить свои требования к маленькому ребенку на период его 3-х летнего возраста, 3. обследовать ребенка у невролога, 4. начать читать психологическую литературу, посвященную воспитанию маленьких детей (для того, чтобы у Вас формировалось представление об особенностях детской психики).
Ответ опубликован 6 октября 2014