Консультации / Психология и психиатрия

Кризис 3 лет или особенности поведения ребенка

Добрый день! Моему сыну 2г 4мес, дело в том что он абсолютно не слушается. Ребенок рожден преждевременно(32-33 акушерских недели), с двусторонним вжк. Регулярно посещаем очень хорошего невропатолога, проводим необходимые исследования и выполняем все назначения. Диагнозы: зпр и астено-невротический синдром, истеричное поведение сопровождается приступами рвоты(хотя рвота началась еще в роддоме, на поиски причины ушло 9 месяцев). Так вот суть проблемы состоит в том что сейчас его поведение совершенно не поддается коррекции, полагаю это мое упущение, чтобы сократить кол-во приступов рвоты я всячески потакала всем его желаниям, ну и недостаток опыта(первый и очень долгожданный ребенок). Мы посещали психолога, получили много хороших советов, но к сожалению, я не имею возможности посещать психолога регулярно, тогда как причины для этого у нас происходят ежедневно..... Немного поясню ситуацию на примерах из наших будней. На прогулках, убегает от меня, на свое имя не откликается, полностью игнорирует мои требования, чтобы не убегал или подождал меня или что то другое, мне приходится за ним бегать по всем подворотням и с криками возвращать на исходную позицию, так как зачастую мне приходиться бросать коляску или велосипед чтобы попросту его догнать.Сынок не играет с детьми или в обычные стандартные детские игры, если кататься на горке то непременно заходить по самой горке, а не ступенькам, лезет на какие нибудь сооружения(заборы, каменные скульптуры и тд.). Объяснения слушать не желает, продолжает делать свое. И это только в тех случаях когда его поступки или действия просто опасны, я даже не говорю о том что он отбирает чужие вещи и ни в какую их не отдает или валяется в грязи или раскидывает только что сложенные вещи, игрушки и тд. Когда я уже устаю объяснять в пустоту начинаю его ругать, иногда дело доходит и до наказания, он с плачем бежит к первому встречному, но не за защитой или утешением, а для того чтобы человек сделал то что я отказалась или запретила. Любые запреты сопровождаются плачем. А если учесть что все что интересно моему ребенку, то у нас один сплошной запрет. Свекровь утверждает, что я избаловала ребенка, что мало его наказываю, но с нашим поведением у меня будет просто напросто забитый и запуганный ребенок, я не хочу ни ругать ни наказывать его, но иногда и мое терпение достигает предела. Честно говоря я уже не знаю что делаю не так, и что еще можно сделать чтобы исправить ситуацию, но поведение моего малыша сейчас просто ужасное. Он абсолютно нетерпелив, любая задержка с выполнением его требования сопровождается криками или визгом. Один раз я его наказала за то что во время истерики он довел себя до рвоты, инцидентов стало гораздо меньше, я вижу когда ситуация начинает выходить из под контроля я строго ему говорю чтобы не смел этого делать, плач конечно не проходит но приступ рвоты удается предотвратить. С горшком тоже самое, если насильно удается его удержать на горшке тогда получается или сажаю его и выхожу из комнаты. Сейчас собираемся в детсад, даже не представляю себе как это будет, с двумя приходящими нянями ничего не вышло, сынок вообще плохо идет на контакт с людьми. В плане еды, частенько приходиться кормить его на бегу, а если сидит то только под мультики, игрушки на телефоне, и все равно в течении приема пищи, несколько раз убегает, приходиться возвращать его на место. Еще меня очень беспокоит тот факт что у нас с ребенком не настолько близкие и нежные отношения как у других детей с мамами. Посоветуйте пожалуйста что мне делать, как вести себя с ребенком? Может быть будут какие нибудь советы по поводу адаптации к садику?
Здравствуйте. Я внимательно прочла Ваше письмо, понимаю Вашу тревогу. Прекрасно, что Вы регулярно наблюдаетесь у невролога. Вы написали, что уже были у нескольких психологов, и она дали Вам несколько хороших советов. Но они Вам не помогли, также, как не помогут и мои заочные советы, поскольку в Вашей ситуации Вам необходимо постоянно поддерживать контакт со специалистом, регулярно посещать занятия (которые могут проводиться для Вас с сыночком или для Вас индивидуально, или для ребенка индивидуально). Только в динамическом (то есть длящемся во времени) наблюдении за ребенком специалист сможет найти к нему подход и помочь Вам как-то совладать с этой ситуацией. К сожалению, никаких универсальных рецептов того, как воспитывать детей, имеющих неврологические трудности, не существует. Вы пишите: «сейчас его поведение совершенно не поддается коррекции, полагаю, это мое упущение… я всячески потакала всем его желаниям» - это не Ваше упущение, это особенности ребенка – не стоит взваливать на себя слишком большой груз вины, он не поможет ни Вам, ни малышу. Все, что Вы можете сделать, это найти для ребенка специалиста: в первую очередь – детского психолога-дефектолога (Вы написали, что у ребенка ЗПР), чтобы он мог проводить регулярные занятия с малышом, и учить Вас тому, как играть с сыночком, чтобы его развивать.
Спасибо огромное за ответ. Может быть вы могли бы порекомендовать какую нибудь литературу, буду очень признательна.
Специализированную литературу Вам может посоветовать специалист, работающий с детьми с ЗПР. Подобные специалисты после знакомства и обследования ребенка лучше знают, что конкретно нужно почитать родителям. Я с детьми с ЗПР не работаю, это не моя специализация. Поэтому посоветовать Вам что-то действительно дельное для Вашего случая, к сожалению, не могу.
Консультация психотерапевта на тему «Кризис 3 лет или особенности поведения ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 5 августа 2014
О консультанте