Ребёнок в школе и дома

анонимно
Уважаемая Ольга Сергеевна! Жизненная ситуация заставила обратиться к Вам за консультацией. Никогда не обращалась за помощью к психологу, поэтому трудно начать. Наверное в начале я опишу ситуацию, а потом свои наблюдения и доводы. Итак. Ращу сына 6-ти лет. Состав семьи у нас следующий - моя мама, я и мой сынок. В этом году у нас так получилось, что ребёнок экстренно пошёл в первый класс. Почему экстренно? Потому что я хотела в этом году отдать его в нулёвку, и с этой целью обходила удобные для меня школы. Так как мама у меня плохо передвигается из за болезни позвоночника, мне пришлось искать школу не по принципу хорошего образования, а по принципу близости и удобства вождения туда ребёнка. зашла в одну школу, и директор (психолог по образованию), стала настаивать, что бы я отдала ребёнка в первый класс. Я сначала сопротивлялась, потому что знаю, что мой ребёнок не готов ни морально ни психологически. В садик мы не ходили. Заниматься как следует у меня не получалось, поэтому он не знает ни буквы ни цифры. Директрисса сказала, что это не важно, что его всему научат здесь. Я знала, что она психолог и доверилась ей. Что у нас произошло. Все учителя наперебой меня корят, что я рано отдала ребёнка в школу, что он ещё маленький, и стоило год подождать. Учительница начальных классов - молодой специалист. Уверяет, что имеет тоже образование психолога. В классе стали возникать проблемы. Сева (мой сын) постоянно жалуется, что дети в классе его бьют. Классы рапределили так, что у нас в классе одни мальчики и всего три девочки. попробовала разобраться, но учительница мне сказала, что он сам задирается. Я знаю, что он задира. И знаю причины такого поведения - о них напишу позже. Один раз севка расплакался и сказал, что не хочет идти в школу, потому что его бьют. А сегодня ко мне подлетели мамашки других детей, и стали жаловаться, что сева лазит по сумкам детей, и рвёт у них тетради. Как тут можно разобраться? - мой тоже приходит с рваными тетрадями. Кто рвёт тетради? Кто первый начинает? - разве можно разобраться в детских отношениях. И если уж на то пошло, то, наверное учительница должна нивелировать ситуации в детских отношениях?... В общем получается так, что мой ребёнок жалуется, но и другие жалуются на него... Мне говорят: "Скажите ему!". А разве я не говорю?... даже ругаю! Признаться я не зная, что мне делать в такой ситуации... Поэтому и пишу Вам. Как вести себя с ребёнком? Как вести себя с родителями?... Как вести себя с учительницей?... А сейчас подробнее о моей семье, Севе. и, как я думаю, причинах такого его поведения. Знаете, людская зависть и злоба не имеет границ. С этим я в достаточной степени столкнулась в своей жизни. Мы живём в общем дворе. Это как коммунальная квартира - сплошные скандалы и дрязги. Севку я родила в гражданском браке. Потом папа умер, а я оформилась, как мать-одиночка. папа у нас был непутёвый - не работал, постоянно путешествовал ( мне кажеться, что у него был синдром бродяжнечиства). Он был хиппи. Семья у него была приличная, и сам он был, в принципе не плохой. Но вот все наши отношения развивались на глазах у всего двора, и Влада (моего гр. мужа), особенно никто не любил... - ассоциальный тип... Севочка родился в любви, поэтому получился очень красивым мальчиком... До определённого возраста всё было хорошо, но каогда он подрос - он резко стал всем мешать. весь двор его шпынял и пиннал. мне было обидно до слёз. Моя мама, что бы за нас заступиться, выходила и скандалила с соседями. В итоге мы заработали репутацию скандальных, зато от нас все отстали. Но в результате этих манипуляций Севка научился огрызаться. он очень добрый ребёнок, но у него выработалось такое качество: если его обижают, он начинает вредительствовать, но если с ним начинают дружить, то благодарности его нет предел! для друга он землю перевернёт. Сегодня я сказала этим мамам в школе, что если их дети не будут его обижать, то и Сева не будет им вредить... По дорогена работу разревелась... Для меня эта ситуация тупиковая. Я вырасла в женской семье. Бабушка рано овдовела, и рано потеряла сына. Я воспитывалась ей, тётей, кторой так и не удалось выйти замуж и родить детей, и мамой, которая развелась с мужем, когда я была совсем маленькой. В результате это определило, видимо и мою судьбу... Но речь не обо мне... Я совершенно не умею воспитывать мальчика. вспоминаю себя в школе. Меня тоже сильно обижали, но я никогда не жаловалась, и не любила, что бы родители за меня заступались... такой характер был.... И в школу, я конечно же пошла не в столь раннем возрасте - мне было почти 8 лет... А Сева в этом полная противоположность - он мне жалуется постоянно. Я не говорю, что это плохо. Но я не знаю что мне при этом делать. Дети очень жестоки... Очень Вас прошу!!! Разъясните мне мою ситуацию!!! Я запуталась, я не знаю что мне делать, и мне очень плохо от этого!!! А ещё очень жалко моего сынка - он такой маленький и беззащитный...

Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте! По Вашему письму можно сделать вывод, что Вы в отчаянии. Давайте вместе разбираться. Ваш первый вопрос: как вести себя с ребенком? В этой ситуации независимо от того, мальчик или девочка страдает от конфликтов со сверстниками, ребенок нуждается в поддержке родителей по принципу: «мы справимся», «у тебя все получится». Вы – как мама – являетесь самой надежной защитницей Вашего сына. Ребенок должен знать, что Вы готовы его защищать в любой ситуации. Почаще говорите ему о том, как Вы его любите, обнимайте, целуйте. Пусть он Вам жалуется. Пожалейте его, мягко без осуждения расспрашивайте сына о том, что случилось в школе, пусть он выразит Вам свои обиды на одноклассников. С чужих слов ругать ребенка за те проступки, которые Вы сами не видели и в которых Вы не разобрались, не стоит, так как это не поможет Вашему сыну понять, в чем же его вина на самом деле. Как вести себя с родителями других детей? Бесполезно выяснять отношения с родителями одноклассников. Вам не удастся переубедить мамаш в том, что Сева не виноват, так как иначе им придется признать, что в чем-то виноваты их дети. Как вести себя с учителем? С учителем надо установить доброжелательный контакт, призовите на помощь всю Вашу деликатность и дипломатичность. Вам надо сделать ее своей союзницей. Не стоит упрекать ее в том, что у нее мало опыта, и что она не справляется со своими обязанностями по урегулированию детских конфликтов – это и опытному педагогу может быть не по плечу. Справляется ли Сева с учебной нагрузкой? Усваивает ли материал? Занимается ли Сева спортом и каким? Рассматриваете ли Вы возможность перевода сына в другую школу, если конфликт не удастся погасить? Есть ли в Вашем городе возможность обратиться за консультацией к детскому психологу? Кто лично Вас поддерживает в трудные моменты (подруги, друзья, родственники)?

анонимно
Огромное спасибо за советы!!! Вы мне очень-очень помогли!!! С учителем я не конфликтую, стараюсь вести себя корректно... просто вижу некоторые недостатки её молодости и неопытности... Друзья у меня есть, и есть кому поддержать меня, просто времени для общения не всегда хватает, поэтому перевариваю в большинстве своём всё в себе... Про другую школу... В принципе есть возможность, но я тут сама задумываюсь - стоит ли рвать ребёнка? Может всё же они притрутся?... Я решила в конце года спросить Севу, и если он захочет сам, то конечно же я буду думать о переводе в другую школу! Хотя не думаю, что дети там будут другие, но возможно учитель будет более опытный... И огромное спасибо за очень нужный совет, как вести себя с другими мамами!!! Вы очень правы! Буду следовать Вашему совету!!! С учебной нагрузкой Сева справляется не всегда. математика ему даётся на много лучше, чем русский. Уже прошло достаточно времени, но буквы он так и не усвоил, хотя, когда мы их прописываем в прописях, постоянно повторяем... У нас с домашними заданиями проблема в том, что учительница говорит им устно, но дети, либо забывают, либо просто не хотят. Мой часто забывает что им задали. На собрании мы поднимали вопрос, что бы она им сама записывала задание, так как все дети в классе с плохо развитой моторикой, и писать им пока сложно, но учительница сказала, что ей некогда. Я предложила писать на листочке один раз, а потом делать ксерокопии и раздавать детям, но ответа от неё не получила... Я отдала ребёнка в спортивную секцию "каратэ". Он очень подвижный, но не умеет за себя постоять. Его даже и во дворе мальчишки обижали. Я конечно, выходила, и заступалась, но толку от этого мало. И в жизни думаю, ему этот вид спорта пригодиться. Ходит в секцию с большим удовольствием! И ещё в группе продлённого дня их водят в клуб, где они занимаются творчеством - ему тоже очень нравиться! К сожалению не знаю ни одного детского психолога у нас в городе... если вы считаете, что моему ребёнку требуется психологическая помощь, что я обязательно поищу, и свожу его на консультацию! У меня к вам дополнительный вопрос: как заинтересовать ребёнка уроками? Уроки делает с большой неохотой. В группе продлённого дня вообще ничего не делает. Я понимаю, что он очень устаёт и утомляется, поэтому даю время ему отдохнуть. Но всё же уроки делаем "из под палки" Пыталась придумать какие то призы, вроде "если сядешь учить, то куплю тебе сникерс", но это тоже мало эффективно. Ему трудно усидеть на месте. Делала перерывы, но после перерывов он с ещё большей неохотой садиться за учёбу.

Поддъякова Ольга Сергеевна
Если ребенку трудно учить буквы, то хорошо бы пройти обследование у нейропсихолога. Нейропсихолог – это специалист, который может определить, какие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление и др.) запаздывают в своем формировании, и, исходя из этого, как ребенку можно эффективно помочь в учебе. Если у мальчика проблемы преимущественно в русском языке (путает или пропускает буквы на письме, и так далее), то надо проконсультироваться с логопедом, так как часто трудности в написании связаны с трудностями в произношении слов – это логопедические проблемы. Вы пишете, что Сева слишком подвижный. Если есть еще и дефицит внимания (трудно сосредотачивать и удерживать внимание во время уроков), то хорошо бы пройти обследование у детского психолога и невролога на предмет выявления синдрома гиперактивности. Это не страшно, сейчас у очень многих детей он присутствует. Специалисты дадут соответствующие рекомендации. Что касается отсутствия интереса к урокам, то для шестилетнего ребенка это абсолютная норма. Очень хорошо, что Вы пытаетесь заинтересовать ребенка. Если «сникерс» не работает, то ведь можно пробовать что-то другое: «сделаем уроки, а потом вместе поиграем», или придумать систему «звездочек» (за быстро сделанные уроки, помощь маме по дому и так далее) и «клякс» (за какие-то проступки), набрали какое-то количество «звездочек» - идем в кино. Если ребенок пока еще больше тяготеет к игре, а не к учебе, то можно использовать игровую форму: Сева играет роль учителя и объясняет игрушкам – ученикам новую тему, или показывает, как писать буквы. В игре в школу в качестве «нерадивых учеников» могут принимать участие мама и бабушка: мама «делает ошибки», а Сева – учитель, исправляет эти ошибки, показывает, как надо делать правильно, ставит оценки.

Консультация психотерапевта на тему «Ребёнок в школе и дома»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 23 ноября 2010
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.