анонимно
Здравствуйте! Моему младшему сыну 14 лет. В 8 месяцев перенес бактериальный менингит. Лечение было начато вовремя,после выздоровления наблюдались у невролога 2 года.Ходить,говорить начал вовремя, но всегда был немного замкнут и нерешителен, немного растягивал слова. До школы посещал логопедический детский сад, занимался там с логопедами и психологами. Читать и считать
начал до школы.Был рекомендован в обычную школу.Целый год ходил к школьному психологу,чтобы адаптироваться.Медикаментозного лечения не было.Учился средне,плохо концентрировался,был очень медлителен.Начальную школу закончил с двумя "тройками", остальные "четверки " и "пятерки". Но с общением всегда были проблемы. Детей сторонился, если его обижали, сдачи не давал. В классе был только один друг с похожими проблемами, они всегда держались вместе, вместе все эти годы посещали бассейн. В пятом классе заметила, что почерк стал ужасным, писать уже нужно было быстро, он не успевал,у него получалась какая-то канитель. Обратились к неврологу, сделали МРТ, обнаружили небольшую кисту в мозжечке,с тех пор принимаем ноотропы,раз в год ездим на консультацию к нейрохирургу. Динамики роста кисты нет, операция не нужна, только наблюдение и прием ноотропов. Учится неважно,больше половины "троек",хотя старается и мы ему все время помогаем. Особенно плохо с математикой.Сейчас 8 класс, учиться стало сложнее, мы всячески стараемся помочь. Но у него особо не получается, он не самый слабый ученик в классе, но другие просто не учатся, ленятся, а он старается,но у него нет успехов. он замыкается еще сильнее, последний друг уже не хочет с ним особо дружить.В классе его не обижают, но и не замечают, он всегда один.В спорте тоже нет успехов, в коллективные игры его не принимают, он "тормозит", такое ощущение, что стесняется отнять мяч у соперника, хотя хорошо плавает, ездит на велосипеде, ходит на лыжах, катается на роликах,на коньках. Закончил музыкальную школу (саксофон) с "пятеркой" по специальности. Но выступал всегда неохотно его даже в школьный оркестр не взяли, потому что он некоммуникабельный.Мы с мужем старались, чтобы он всегда был в коллективе, а он как будто сопротивляется этому, не знает, как себя вести, стесняется, комплексует. У него очень заниженная самооценка из-за неуспехов в школе. Пытаюсь убедить его, что с людьми надо разговаривать, но он,похоже, разговаривает охотно только со мной и мужем.Он в школе не озорничает, ведет себя примерно, в общем не отпускает свои эмоции. Тихий закомплексованный мальчик. Как ему помочь, к какому специалисту обратиться возможно ли добиться улучшений? Мы с мужем очень переживаем за него.
Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу за сына. Как я поняла, общение со сверстниками вызывает у мальчика сильное эмоциональное напряжение, и он старается избегать этого общения. Это по-человечески очень понятно. Никто не любит общаться с теми, кто вызывает эмоциональный дискомфорт: сверстники обижают его, не принимая в игры, считая, что он «тормозит» и т.д. Дети в этом возрасте могут быть достаточно жесткими.
Прекрасно, что с Вами и с папой мальчик может, что называется, «отвести душу». Этот контакт с родителями очень важен для эмоционального благополучия ребенка. Постарайтесь не толкать его туда, куда он не хочет идти. Я понимаю Вашу идею о важности общения со сверстниками, но если пока ребенок не готов к этому, то Вы его насильно все равно не подтолкнете. Постоянными убеждениями, что ему надо общаться, можно вызвать у него дополнительный стресс из-за того, что в этих убеждениях он ловит информацию о том, что с ним не все в порядке, раз он не хочет общаться. И это только усугубляет его неуверенность в себе. Предлагаю Вам другую стратегию поведения: 1. перестать настаивать на общении ребенка со сверстниками, 2. постараться увидеть в Вашем сыне сильные стороны и гордиться именно ими (старательный, хорошо плавает, ездит на велосипеде, ходит на лыжах, катается на роликах, на коньках, наверняка есть еще и другие его сильные стороны), 3. больше говорить с ним о его сильных сторонах, а не о его трудностях. Когда Вы почувствуете, что мальчик сам хочет найти общий язык со сверстниками, отведите его к психологу, который работает с подростками. Подростковая психологическая группа поможет ему, но только в том случае, когда он сам почувствует это желание – общаться с ребятами. А пока Вам надо набраться терпения, если Вы, конечно, хотите укрепить в нем уверенность в том, что с ним все в порядке. В конце концов, не всем обязательно быть гроссмейстером общения, есть и более замкнутые интроверты. Самое главное, чтобы у мальчика был мир в душе, а навыки общения человек может освоить уже во взрослом возрасте, если этого захочет.
Ответ опубликован 6 марта 2014