Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок боится бороться

здравствуйте! у нас такая проблема сыну 9,5 лет. года три он посещал секцию дзюдо. в группе у него лучшие результаты. два года назад я присутствовала на соревнованиях. поединок был не закончен, судья три раза разводила соперников - была ситуация когда не возможно определить победтеля. он сбежал с поля боя. второй раз я на соревнованиях не была, но ситуация бала похожа. долго мы не ходили на соревнования. и вот этой зимой он решается. муж против. я- поддерживаю. о том что он все таки идет на соревнования узнали в 8 вечера накануне. он же предупредил классую что не будет в школе, нам ничего не сказав. узнали случайно. на соревнования нам приходить запретил. дошел до финала. 4 результат в своей категории. все довольны. спустя неделю он заявляет что не хочет бороться, мальчик партнер высокий, не улыбается и он его боится. со слезами просил разрешения не ходить на секцию. я сначала думала что проблема с тем мальчиком - но оказалось, что он его легко выигрывает. сказали: отдохни неделю - две, ты устал. но он упрямо стоит на своем. не умеет проигрывать. в какую бы игру на играли (шахматы, карты, и др.) как только видит что перевес не на его стороне сразу вешает руки, начинает психовать. я не знаю что делать, жаль расставаться с дзюдо, но я думаю что проблема у него внутри. как вселить уверенность в себе? как развить дух соревнований - я заметила в игре со сверсниками он не играет в игры "кто первым пребежит".
Здравствуйте. Как я поняла из Вашего письма, Ваш сын в принципе способен вступать в физическую борьбу, но он испугался более высокого и неулыбчивого мальчика. Вы пишите: «как только видит, что перевес не на его стороне сразу вешает руки» - так было всегда, или раньше он был способен оставаться в поединке, когда победа не гарантирована, а теперь – как будто утерял такую способность? Как я поняла, раньше у мальчика был дух соревнования, а после какого-то события (связанного с тем высоким партнером или нет) этот дух соревнования пропал. Это так? Вы спрашиваете: «как вселить уверенность в себе?». Это сложный вопрос, у которого много аспектов. Во-первых, снижение уверенности в себе в этом возрасте может быть связано с тем, что личность ребенка развивается, и он уже способен оценивать свои возможности, возможности соперника, он уже способен предвидеть свои переживания и переживания окружающих в случае неуспеха – все это трудно доступно ребенку более младшего возраста. Во-вторых, уверенность в себе теснейшим образом связана с отношениями с родителями. Критикуют ли родители ребенка за его ошибки? Если родители говорят ребенку, например: «Ну ты как всегда, последний», или «Смотри, у Васи все получается, а у тебя руки – как крюки», «Не знаю, что из тебя вырастет?», «Соображай быстрее», и так далее, то есть если родители в своих высказываниях показывают ребенку, что с ним ЧТО-ТО НЕ ТАК, то есть большая вероятность того, что уверенность ребенка в себе и своих возможностях будет невысока. Как правило, родители дают ребенку подобные послания из своей высокой тревоги за него, из своего горячего желания, чтобы у него в будущем все было хорошо. Но увы! к сожалению, подобные высказывания скорее вредят, чем помогают ребенку почувствовать уверенность в себе. В ситуациях, когда ребенок с точки зрения родителя «не на высоте» лучше подчеркивать его сильные стороны, чем недостатки. И лучше сравнивать достижения ребенка с его прошлыми достижениями, чем с достижениями других детей, по принципу: «Сейчас ты делаешь это лучше, чем ты делал это раньше», «Я видел, что ты старался, в следующий раз обязательно получится», «Сегодня ты проиграл, но мне понравилось, как ты держался в поединке» и так далее. Суть этих посланий: «пусть не все получилось, но я вижу твои сильные стороны, с тобой все в порядке».
Ольга Сергеевна спасибо что откликнулись. но я наверно не совсем точно описала ситуацию. сына мы ругаем только за беспорядок и за то что уроки он делает в последний момент. больше его не за что ругать: он лучший ученик в классе. его выделяют все взрослые, от физрука (на ф-ре как правило он проводит зарядку)до классного руководителя. по результатам школьного тестирования он лидер среди детей с его слов в него влюблены все девочки. ему всегда говорили что он красавчик, хотя он обыкновенный. перед взрослыми не комплексует. у него скорее завышеная самооценка. он понял что если и дальше будет ходить на дзюдо, ему предется учавствовать в соревнованиях и показывать результат, хотя и этого от него никто не требует, только бы при деле был. он, как мне кажется боится не оправдать "надежд". и мальчика он этого не боится, он его побеждает. мальчик "не угодил" не в тем что он выше, а тем что с ним не подурачишся. там разбивают по парам для отработки приемов по своим весовым категориям, и партнера поменять нельзя на друга с которым весело. как убедить его что в соревнованиях надо учавствовать хотя бы для набора опыта. что бы он проще относился к поражениям?как быть из за боязни "не показать результат" он отказывается ходить на секцию? он внешне крепкий, но хотелось бы что бы он мог применить навыки.
Вы спрашиваете: «как убедить его, что в соревнованиях надо участвовать хотя бы для набора опыта, что бы он проще относился к поражениям?». Человек способен двигаться к цели, невзирая на поражения, если эта цель у него есть, и она для него – сильно желанная. Причем двигаться, невзирая на поражения, позволяет мотивация (или цель), которая носит внутренний характер, то есть «я этим занимаюсь не потому, что хочу получить приз, хочу одобрения или похвалы, а потому что нравится этим заниматься, потому что получаю удовольствие от этого». Внешняя мотивация – это призы, влюбленность девочек, признание учителей и так далее. И что касается внешней мотивации, то здесь у Вашего сына с этим все в порядке. Нехватка в том, чтобы он сам чувствовал интерес к тому, чем занимается. Вы пишите: «из-за боязни "не показать результат" он отказывается ходить на секцию». Это может означать, что его мотивацией пока является получить похвалу за результат или получить приз, но не добиться каких-то своих, поставленных перед собой целей. Возможно, что Ваш сын способен ставить перед собой цели, которые не подкреплены внешней похвалой, а внутренним интересом, в какой-то другой отрасли, не в спорте? Вы даете ему возможность самому выбирать, чем он хочет заниматься? Вы или отец ребенка на собственном примере показываете ребенку, как движетесь к целям, невзирая на поражения, благодаря увлеченности, интересу к деятельности?
спасибо. вы все верно написали. у нас нет мотивации. если бы я увидела что его что то заинтересовало, я бы обязательно его поддержала. но за три школьных года я вижу заинтерисованность только компьютерными играми, или приходит со школы включает телевизор. получается тупик?
К большому сожалению, в наш век интернета данная ситуация является широко распространенной. Но это пока не тупик. Тупик будет тогда, когда Вы опустите руки и перестанете пытаться заинтересовать его чем-то еще.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок боится бороться» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 5 февраля 2014
О консультанте