Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок отказывается выполнять задание, если оно ему ннеитересно или вызывает трудности

Здравствуйте! Моему сыну 4,5 года у нас возникли трудности при выполнение каких либо заданий или работ. когда он был младши, если он не хотел что-то делать мы не настаивали, но в 4 года он пошел в логопедическую группу и начались проблемы. Если у него не получается произнести какие-либо звуки или ему не интересно какое-то задание он или уходит, или ложит голову на руку и не отвечает. Попытались заниматься дома, если у него не получается произносить слова он или замолкает или уходит. пытались в игровой форме не получилось. занимается только тем, что ему интересно: собирает конструкторы, пазлы. Подскажите как найти подход к ребенку. логопед сказал, что если так дальше будет продолжается, она не сможет с ним работать. он непоседа, не может сидеть на одном месте, если только не смотрит мультики
Здравствуйте. Ребенок в возрасте 4 – 5 лет, как правило, проявляет интерес к занятиям только, если они проводятся с максимальным упором на игровую форму. Головной мозг 4 – 5 летнего ребенка функционально не готов к восприятию информации, если она подана ему в виде, который не вызывает живого интереса и любопытства. Маленький ребенок не способен проявить длительное волевое усилие, он не готов слушать педагога, если ему не интересно слушать то, что говорит взрослый. Способность к волевому усилию, или произвольность деятельности, созревают у ребенка в среднем к 7 годам. Вы пишите: «он непоседа, не может сидеть на одном месте, если только не смотрит мультики». Возможно, у Вашего сына повышенная двигательная активность, часто она сопровождается дефицитом внимания: таким деткам сложнее, чем сверстникам длительно сосредотачивать свое внимание на занятиях, которые им не очень интересны. Вам надо обследовать ребенка у детского психолога, чтобы понять, если ли у мальчика дефицит внимания или нет. Если есть дефицит внимания, психолог даст Вам рекомендации. Это во-первых. Во-вторых, по поводу игровой формы – попробуйте проводить логопедические занятия с мальчиком в форме игры в детский сад: мальчик будет «воспитателем» или «логопедом», будет проводить занятия с игрушками (за игрушки играть будете Вы или папа мальчика). Также Вы можете исполнять роль какого-нибудь «непослушного ребенка», а Ваш сын в роли «воспитателя» будет его «воспитывать»: хвалить, если «ребенок» ведет себя хорошо на занятиях, правильно произносит звуки, выполняет логопедическую зарядку, и ругать, если «ребенок» этого не делает. В качестве поощрений можно дарить «ребенку» наклейку или конфету. Вам придется проявить Ваши творческие и артистические способности, для того, чтобы поддерживать мальчика в его роли и подыгрывать ему из роли «непослушного ребенка». Как правило, дети любят подобные игры, которые позволяют им «понарошку» побыть взрослыми.
Спасибо за ответ! К сожалению мы живем в маленьком городе и детского психолога у нас нет. Как можно выяснить в домашних условиях есть ли дефицит внимания? И как при этом помочь ребенку?
Если ребенок в возрасте 4.5 лет способен сосредотачивать свое внимание на любимом занятии (например, Вы написали, что он любит конструирование и пазлы, речь не идет про телевизор или компьютер) в течение 15 – 20 минут, даже если он отвлекается на что-то, то потом сам возвращается к прерванной игре, и его мотивация к данной деятельности сохраняется в течение этого времени – то это нормативное развитие внимания. Если ребенок в данном возрасте не способен сам удерживать свое внимание к любимой игре в течение 15 минут, если ему постоянно надо двигаться, то, скорее всего речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Заочно никакая диагностика не осуществляется, для точной диагностики необходимо очное обследование ребенка. Вы спрашиваете: «как при этом помочь ребенку?». Если ребенок гиперактивный с дефицитом внимания, то ему необходимо наблюдение невролога, (как дополнение, психолога, но родители могут сами читать психологическую литературу, чтобы помогать ребенку) – и тогда при грамотном сопровождении развития ребенка к 12 – 14 годам эта трудность с вниманием и двигательной активностью ребенком, как правило, преодолевается. В качестве общих рекомендаций можно посоветовать: 1. сократить просмотр телевизора и по-возможности, исключить общение ребенка с ПК и любыми другими гаджетами. 2. развивающая среда для ребенка этого возраста (особенно ребенка с дефицитом внимания) – это слушание чтения книги, рисование, лепка из пластилина, конструирование, складывание мозаики, аппликация, сюжетно-ролевая игра, настольные или подвижные игры с правилами.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок отказывается выполнять задание, если оно ему ннеитересно или вызывает трудности» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 29 января 2014
О консультанте