
В честь Всемирного дня больного, который отмечается 11 февраля, мы решили поговорить о том, что часто остается за пределами громких заголовков — о текущих делах в здравоохранении.
Заведующий поликлиникой НМИЦ ЛРЦ Минздрава России Эльдар Гусейнов поделился со Здоровьем Mail своим взглядом на реальное состояние отечественной медицины, не обходя вниманием и ее неоспоримые преимущества, о которых редко вспоминают: оперативная скорая помощь, доступные программы профилактики, внедрение передовых технологий в ведущих клиниках и многое другое.
По доступности медицинской помощи наша страна — в лидерах
Современная медицина не стоит на месте — растет уровень диагностики, совершенствуются методы лечения. Даже в отдаленных регионах страны появляются современные диагностические возможности, а специалисты могут дистанционно консультироваться с коллегами из ведущих медицинских центров.
На мой взгляд, по доступности медицинской помощи наша страна занимает лидирующие позиции. Это особенно ярко проявилось во время пандемии. Медицинские организации и специалисты быстро адаптировались к новым условиям, и никто не остался без необходимой помощи.
Лично ко мне обращались за консультациями из разных стран, и нигде процесс не был таким оперативным, как у нас.
В некоторых государствах очередь на КТ, даже за деньги, достигала трех месяцев, не говоря уже об элементарных обследованиях.
В то время как у нас скорая помощь оперативно приезжала, при необходимости забирала пациента на диагностику (КТ), а при наличии показаний — госпитализировала. Если же госпитализация была не нужна, человека доставляли обратно домой. Не знаю, где ещё в мире действовала столь слаженная система.
Российская медицина имеет сильные стороны, особенно в области фундаментальной науки и подготовки кадров.
Пандемия доказала эффективность российской скорой помощи
Скорая помощь — ключевое звено системы здравоохранения. Безусловно, всегда есть возможности для совершенствования, но в последние годы наблюдается значительный прогресс: внедрение современных технологий связи, оптимизация маршрутизации, повышение квалификации специалистов. Эти изменения делают экстренную медицинскую помощь более оперативной и доступной для населения.
Пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием, но одновременно и доказала эффективность отечественной службы скорой помощи. Несмотря на колоссальные нагрузки, врачи работали самоотверженно, обеспечивая каждому пациенту своевременную медицинскую поддержку и необходимое лечение.
Вызовы нового времени — профилактическая медицина и дальнейшая цифровизация
Одна из главных проблем диспансеризации в обычных поликлиниках — низкая мотивация пациентов к прохождению обследования. Многие не готовы тратить время на длительные проверки, а объемы стандартных исследований кажутся недостаточными. Во многих современных центрах существуют специальные программы, которые позволяют пройти максимально полное обследование организма в короткие сроки.
Всегда приятно, когда пациент завершает диагностику и у него все в порядке. Однако в большинстве случаев выявляются определенные отклонения.
И это скорее плюс: человек получает возможность вовремя взять ситуацию под контроль, регулярно наблюдаться и, при необходимости, начать лечение. Это особенно важно в онкологии — чем раньше обнаружено заболевание, тем выше шансы на успешное лечение и благоприятный прогноз.
Если смотреть в будущее, то среди приоритетных направлений — дальнейшая цифровизация процессов, повышение уровня сервиса и совершенствование системы взаимодействия с пациентами.