17 сентября 2024 года Илон Маск рассказал удивительные вещи об экспериментальном нейроимпланте Blindsight, призванном возвращать зрение слепым людям. Ранее в этот же день компания Маска Neuralink, занимающаяся разработкой нейроимплантов, сообщила, что Blindsight получил от Управления по надзору за качеством продуктов и лекарств США (FDA) статус «прорывное устройство», который позволяет в ускоренном порядке вывести новую технологию на рынок.
Главное условие — сохранность зрительной коры мозга.
После имплантации нейрочипа зрение будет возвращаться к пациенту постепенно, и поначалу человек будет видеть окружающий мир в низком разрешении. Однако со временем его зрение может даже превзойти по своей силе естественное зрение.
Кроме того, Маск не исключил, что Blindsight позволит видеть в инфракрасном, ультрафиолетовом или даже радарном (радиолокационном) диапазоне.
И это только последние новости из мира нейроимплантов. Ранее, в январе 2024 года, стало известно, что разработанный Neuralink компьютерный нейрочип вживлен в головной мозг первого пациента, 29-летнего Ноланда Арбо, у которого уже около восьми лет парализовано все тело. А в марте Neuralink продемонстрировала, как Арбо играет в шахматы, в буквальном смысле силой мысли передвигая фигуры на экране монитора.
В августе аналогичный чип был имплантирован в мозг второго парализованного пациента, Алекса, который теперь не только может играть в видеоигры, мысленно контролируя курсор (Neuralink показала, как он играет в шутер Counter-Strike), но и реализовывать свои идеи — Алекс научился создавать 3D-объекты, используя систему программного обеспечения для компьютерного дизайна.
Но Neuralink — далеко не первая и далеко не единственная в мире компания, занимающаяся нейроимплантами, вернее нейрокомпьютерными интерфейсами, просто она на слуху благодаря раскрученному имени Илона Маска. Медицинские технологии, позволяющие связать между собой мозг и внешние электронные устройства, чтобы управлять ими силой мысли, то есть с помощью поступающих из мозга сигналов, разрабатываются уже не одно десятилетие.
В последние годы конкуренция в этой сфере усилилась и продолжает расти, все больше компаний получают доступ к клиническим испытаниям и сообщают о том, что им удалось помочь полностью парализованным людям, а также пациентам с нейродегенеративными заболеваниями, такими, как болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз, радикально повысив качество их жизни.
Благодаря интерфейсу мозг-компьютер они могут управлять роботизированными протезами конечностей, общаться с близкими в мессенджерах, играть в видеоигры, искать информацию в сети и даже заниматься онлайн-шопингом.
Как это работает?
В мозг пациента имплантируют крошечный нейрочип. У Neuralink это устройство размером с монету, которое вживляет в определенную зону на поверхности мозга хирургический робот. А, к примеру, у самого успешного конкурента стартапа Илона Маска, компании Synchron, акционерами которой являются Билл Гейтс и Джефф Безос, микрочип, как стент, вводится в мозг через кровеносные сосуды.
В состав чипа входит набор электродов тоньше человеческого волоса (в устройстве Neuralink их больше тысячи), которые не читают мысли, а улавливают электрические сигналы, которыми нейроны обмениваются между собой и посылают остальному телу, чтобы оно двигалось, дышало, говорило, испытывало те или иные эмоции, и так далее.
Чип по Bluetooth передает эти сигналы в специальное приложение на компьютере или смартфоне. Нейроинтерфейс, то есть программное обеспечение, заранее обученное распознавать, каким действиям соответствуют те или иные совокупности электрических сигналов, анализирует поступившую информацию, расшифровывает ее и выполняет команды мозга.
Звучит как научная фантастика, воплотившаяся в реальность. Но насколько это безопасно?
Neuralink и другие компании, занимающиеся имплантацией нейроинтерфейсов, говорят о безопасности метода. Так, в опубликованном в январе 2023 года отчете Synchron, касающемся четырех парализованных пациентов с нейрочипами в мозге, указывается, что уже более года все работает нормально и никаких негативных побочных эффектов не наблюдается. Сейчас чипы Synchron стоят уже у десяти пациентов, в том числе у больных боковым амиотрофическим склерозом (от этого нейродегенеративного заболевания страдал, в частности, знаменитый физик Стивен Хокинг).
Тем не менее, имплантация в мозг инородного тела, безусловно, связана с потенциальными рисками, считают специалисты. В первую очередь, речь идет о хирургических рисках, таких, как кровотечение или инфекция.
Кроме того, поскольку технология совсем новая, пока неясно, как тело будет реагировать на нейроимплант в долгосрочной перспективе. Например, существует вероятность, что организм может начать процесс отторжения инородного тела, или контакт с биологическими тканями со временем будет менять физические свойства электродов.
А что дальше?
Сейчас усилия разработчиков, в основном, сосредоточены на том, чтобы помочь людям, у которых нарушены те или иные функции: в будущем нейроинтерфейсы должны позволить парализованным снова ходить, тем, кто не может говорить — пользоваться речью, тем, у кого нарушены слух или зрение — слышать и видеть. Специалисты не сомневаются, что, несмотря на все возможные риски, преимущества перевешивают, и у интерфейсов мозг-компьютер есть огромный потенциал в этой сфере.
Но восстановительной медициной дело, скорее всего, не ограничится — прогресс не остановить, и дальнейшее усовершенствование нейроинтерфейсов открывает завораживающие перспективы, еще больше отдающие научной фантастикой.
Недаром свой первый проект в области нейроинтерфейсов Маск назвал «Телепатия».
И не только — ученые предсказывают, и это уже не кажется футуристическими фантазиями, что в ближайшие годы бурное развитие нейротехнологий, искусственного интеллекта, робототехники может привести к прорыву в области биохакинга: биологические процессы в организме будут взломаны с тем, чтобы кардинально усовершенствовать и оптимизировать его работу. В результате мы станем умнее, выносливее, здоровее, будем медленнее стареть и дольше жить.
По материалам сайтов neuralink.com, edition.cnn.com, newscientist.com, wired.com, time.com