Умение петь и играть на музыкальных инструментах не улучшает память и школьную успеваемость.
unsplash.com/CC 0
Такие выводы содержатся в статье Джованни Сала (Giovanni Sala) из Медицинского университета Фудзита (Япония) и Фернана Гобе (Fernand Gobet) из Лондонской школы экономики и политических наук, опубликованной в журнале Memory & Cognition. Принято считать, что обучение детей музыке позитивно сказывается на их когнитивных способностях, улучшает память и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Однако данные, полученные Сала и Гобе, опровергают существование такой связи.
Ученые провели метаанализ результатов 54 исследований, в которых, в общей сложности, принимали участие почти семь тысяч детей. Все эти исследования были выполнены в период с 1986 по 2019 годы. Выяснилось, что обучение пению и/или игре на музыкальных инструментах никак не влияет на академическую успеваемость и интеллектуальные способности детей, вне зависимости от типа этих способностей, возраста участников исследований и продолжительности учебы.
Лучшие научные фото 2020 года — в нашей галерее:
Первое место. Исследование вихревых полей в оптических резонаторах (автор: Andrey Chernogorodov).
Номинация «Люди в науке». Второе место. Команда НОЦ ФМН в процессе сборки криогенной части квантового компьютера, которая обеспечивает охлаждение сверхпроводниковых процессоров почти до температуры абсолютного нуля (–273,1ºС) (автор: FMNLab).
Номинация «Люди в науке». Третье место. Марк Борисович Стругацкий в своей лаборатории. Профессор, доктор физико-математических наук Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (автор: Andrey Chernogorodov).
Номинация «Природа». Первое место. Оптика паука-скакуна (лат. Salticidae) (автор: Gribkov).
Номинация «Природа». Второе место. Будущий лес (автор: Mikhail Kapychka).
Номинация «Природа». Третье место. Коралл в ультрафиолете (автор: Gribkov).
Номинация «Микроизображения». Первое место. Личинка комара Коретра. Темное поле + поляризация (автор: Andrei Savitsky). Здесь вы можете видеть трахеи, которые пронизывают голову личинки и доставляют кислород в ткани. Самые крупные трахеи идут в сложные фасеточные глаза, которые характерны только для этих личинок, и дальше в ростум головы, где снабжают кислородом мышцы, управляющие антеннами для захвата добычи. Эти мышцы плохо видно, но их можно рассмотреть на фото. В правой части находятся трахейные пузыри.
Номинация «Микроизображения». Второе место. Поверхность катода Шоттки после длительного использования (автор: Pavel.Somov). Колорозованное изображение со сканирующего электронного микроскопа TESCAN LYRA3. Поле обзора = 13,2 мкм.
Номинация «Микроизображения». Третье место. Локуль коловратки Keratella cochlearis (автор: Анна Титова). Локуль коловратки Keratella cochlearis, снимок электронного сканирующего микроскопа.
Номинация «Серии». Первое место. Поперечный срез листа Pinus (автор: Anatoly Mikhaltsov). Поперечный срез листа Pinus nigra 'Green Tower'. Толщина среза 20 мкм. Постоянный авторский препарат, полихромная окраска тканей по Михальцову А.И., 2012 г.
Номинация «Серии». Второе место. Джинсовая ткань, марля, нейлон под микроскопом (автор: Alexander Klepnev).
Номинация «Серии». Третье место. Портреты насекомых (автор: Retro Lenses). Экстремально резкий и детальный портрет ночной бабочки медведицы-кайя (Arctia caja).
Экстремально резкий и детальный портрет комара-долгоножки (автор: Retro Lenses).
Экстремально резкий и детальный портрет бабочки-боярышницы (лат. Aporia crataegi) (автор: Retro Lenses).
Детализированный портрет сибирской кобылки (Gomphocerus sibiricus) (автор: Retro Lenses).
Номинация «Наука вокруг нас». Первое место. Бриллиант (автор: Pavel.Somov). Изображение, полученное с помощью детектора катодолюминесценции на сканирующем электронном микроскопе TESCAN MIRA3. Поле обзора = 3,45 мм.
Номинация «Наука вокруг нас». Второе место. Пиритизация — вид фоссилизации, процесс замещения мягких и твердых тканей растений или животных сульфидами, в частности пиритом (автор: HildLSmith). Пиритизация связана с разложением органического вещества без доступа свободного кислорода в относительно глубоководных участках водных бассейнов. На фотографии — аммонит, ткани которого были замещены пиритом, найден в Буттенхейме, Германия. Куплен в Мюнхене.
Номинация «Наука вокруг нас». Третье место. Спектроскоп (автор: Boris Lobastov). Спектроскоп, изготовленный в домашних условиях из спичечного коробка и DVD-диска, и полученный с его помощью спектр люминесцентной лампы.
«Наше исследование демонстрирует, что бытующее представление о том, что "музыка делает детей умнее" не имеет под собой оснований. Это означает, что обучать детей музыке с единственной целью — улучшить их интеллектуальные способности или школьные оценки — совершенно бессмысленно. Когда мозг натренирован таким образом, что вы оказываетесь способны играть на музыкальном инструменте, вы будете делать успехи именно в этом направлении. Такой навык не даст вам никаких преимуществ в других областях, успехи в музыке не сделают вас хорошим математиком, это так не работает», — объяснил Сала.
«Обучение музыке тем не менее может быть полезным для детей с точки зрения улучшения их социальных навыков и повышения самооценки», — отметил Гобе. В целом, добавил он, пение или игра на музыкальных инструментах — прекрасные занятия. Однако если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо успевал в школе, лучше потратьтесь на репетиторов по математике и языку, рекомендует ученый.