Термин «эффект амнезии Гелл-Манна» на самом деле не имеет никакого отношения к работам известного американского физика Марри Гелл-Манна. Его ввел в обиход американский писатель-фантаст и кинорежиссер Джон Майкл Крайтон. В 2002 году он выступал на одном из международных форумов с речью, посвященной проблеме спекуляции и недостоверной информации в СМИ. В частности, Крайтон сказал, что однажды во время беседы на эту тему с Гелл-Манном они обнаружили интересный эффект, который он и решил назвать в честь ученого.
Что значит термин «эффект амнезии Гелл-Манна»?
Допустим, физик читает в газете материал о физике и понимает, что автор совершенно в ней не разбирается. Читатель возмущается некомпетентностью журналиста, переворачивает страницу и начинает читать статью на другую тему, не входящую в сферу его профессиональных интересов, например, политическую. И тут же начинает верить всему написанному, забыв о недавнем возмущении. Именно эту особенность памяти тут же забывать о недостоверной информации и все равно верить СМИ Крайтон и называет эффектом амнезии Гелл-Манна.
Посмотрите нашу галерею оптических иллюзий:
Иллюзия движения возникает, когда глаз пытается сфокусироваться на одной из деталей контрастного изображения. Если остановить взгляд на одном кружочке, движение остановится.
Источник: Cmglee
Подобранные контраст, цвет, объем и трансформация геометрических форм создают не простую иллюзию движения, а психоделическую.
Знаменитая иллюзия Café Wall описана британским психологом Ричардом Грегори. Из-за разницы яркостей и контраста на границах черных и белых кирпичиков в соседних рядах прямоугольные кирпичики кажутся трапециями. Ряды маленьких трапеций воспринимаются как трапециевидные ряды, хотя на самом деле эти ряды прямоугольной формы и параллельны.
Спираль Фрейзера создана английским психологом Дж. Фрейзером в 1905 году. На самом деле, на рисунке окружности, а видимость спирали создают дуги, заштрихованные по диагонали, а уменьшение расстояния между окружностями по направлению к центру усиливает этот эффект.
И снова иллюзия движения, но уже трехмерного.
Невозможный объект, в данном случае треугольник, содержит противоречивые соединения элементов фигуры, чем и создает иллюзию невозможности своего существования.
Классическая иллюзия–перевертыш, при которой изображение меняется в зависимости от направления взгляда.
Сальвадор Дали любил иллюзии и с удовольствием использовал их во всех видах своего творчества. Картина «Исчезающие образы» — вариант иллюзии-перевертыша, когда очертания изображенного объекта зависят от угла зрения.
Оптические иллюзии любил не только Сальвадор Дали. Нидерландский художник-график Мауриц Эшер в своих работах исследовал трансформацию понятий бесконечности и симметрии и психологическое восприятие трехмерных объектов.
Оптические иллюзии стали материалом для целого направления живописи – оп-арт (optical art, оптическое искусство). Сочетание плоских и пространственных фигур, цвета показывали новые границы восприятия. Один из самых ярких представителей направления Виктор Вазарели создавал в том числе инсталяции, в которых объем передавал цветом, тенью и геометрическими формами.
Другая яркая представительница направления – Бриджет Райли – также использовала ошибки восприятия для создания своих работ.
Французский художник Бернард Прас создает портреты известных людей из подручных средств, располагая их в пространстве определенным образом. На фото вблизи видим захламленную комнату, а издали — Че Гевару
Тромплей – прием, который пришел из живописи в стрит-арт. Его суть в том, что объекты, изображенные на плоскости, выглядят трехмерными, создается иллюзия объема и выхода за пределы плоскости изображения.
Это фото наглядно демонстрирует, как меняется восприятие в зависимости от физических параметров изображения, например, угла, под которым на объект падает свет. Сложенный лист бумаги создает иллюзию прекрасной женской груди.
Иллюзорность используется в психодиагностическом тесте Роршаха, который считается одной из самых точных методик анализа личности. Пациента подробно опрашивают, какие ассоциации у него возникают при рассматривании чернильных пятен, и на основе этого делают выводы о его состоянии.
В феврале 2015 года интернет взорвало фото полосатого платья, которое одним казалось бело-золотым, а другим – сине-черным. Уже опубликованы исследования с разными обоснованиями явления. Ученые связывают различия в восприятии с полом и возрастом, образом жизни и работы, восприятием степени освещенности в зависимости от времени суток и физиологической реакцией глаза на синие объекты и объекты, освещенные синим светом. Иллюзия вошла в десятку финалистов конкурса.
Этот кот тоже взорвал сеть — спорили, вверх он идет или вниз. Научных изысканий по поводу этого фото пока нет, неизвестен и его автор.
«Этот эффект не работает в других сферах жизни. В обычной жизни, если кто-то постоянно преувеличивает или лжет вам, вы вскоре начнете игнорировать все, что такой человек вам говорит. Но, когда речь идет о средствах массовой информации, мы верим, что все равно стоит потратить время на прочтение других статей в газете. Хотя на самом деле делать это почти наверняка не стоит. Единственное возможное объяснение нашего поведения — амнезия. Таким образом, одна из проблем с недостоверной информацией в СМИ заключается в том, что они спекулируют на эффекте Гелл-Манна, эффекте необоснованного доверия», — поясняет Крайтон.
Кто такой Гелл-Манн?
Марри (Мюррей) Гелл-Манн — американский физик-теоретик, наиболее известный своими работами по физике элементарных частиц. В частности, он был одним из ученых, предложивших классификацию элементарных частиц-адронов. В 1964 году Гелл-Манн разработал кварковую модель элементарных частиц. В этой модели вводились кварки — частицы, из которых состоят адроны. Вскоре кварки были признаны основополагающими элементарными объектами, из которых состоят адроны. В 1969 году Гелл-Манн получил Нобелевскую премию по физике «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий».