Образ жизни,

Как встретить Новый год и не остаться на мели: инструкция

Шопоголикам на заметку.

«Новогодние распродажи для шопоголика — как красная тряпка для быка, — считает доктор Ричард Эллиотт, исследователь шопоголизма. — Ограничения, которые они используют для самоконтроля в другое время, теряют свой смысл». Как же быть тем, кто, приходя в магазин, не может остановиться?

Анамнез

Выдумки психологов, отсутствие силы воли, «с жиру бесятся» — скептики готовы объяснить недуг чем угодно. Между тем в мире примерно 5% людей страдают шопоголизмом. Его научный термин — ониомания, непреодолимое желание покупать что-либо без необходимости.

О патологии заговорили еще в начале XX века. Уже тогда ученики Фрейда Эйген Блейлер и Эмиль Крепелин отнесли ониоманию к группе обсессивно-компульсивных расстройств и поставили «покупающих маньяков» в один ряд с клептоманами и пироманами. Позже с ними согласилось немецкое психиатрическое сообщество. Настоящих шопоголиков не останавливают разумные доводы и отсутствие денег. Для удовлетворения потребности они готовы врать родным, экономить на еде и влезать в долги. Ничего не напоминает? Мир современной психиатрии не ограничивается алкоголизмом и анорексией. Повседневные стрессы и депрессии открыли ящик Пандоры и привели к появлению маний, которые раньше описывались как исключительные случаи.

Посмотрите также нашу галерею важных фактов о том, как работают ваши мозг и тело

Диагностика

Первоначально зависимость касалась неконтролируемого желания покупать одежду, косметику, гаджеты, мебель — все, что можно приобрести в магазине. Сегодня для удовлетворения патологического желания даже не обязательно вставать с дивана. Шопоголики в один клик скупают курсы, услуги, советы и путешествия.

Люди, увлеченные серфингом, будут тратить деньги на оборудование, обучение и серф-кэмпы на тропических островах. Художники — спускать деньги на краски и мольберты. Заядлые читатели — на книжные новинки и букинистические раритеты. Но в их случаях компульсивность имеет «полезное» начало, это необходимое условие самореализации. У шопоголиков большая часть усилий и денег тратится впустую. Если у человека есть 20 пар красных туфель, то 21-я должна как минимум заставить задуматься. Надо ли говорить, что таким образом зависимые компенсируют внутренние проблемы.

Обычно расстройство начинается в позднем подростковом возрасте и быстро приобретает хроническую форму. Компульсивный шоппинг чаще всего встречается у женщин. В этом психиатры винят более низкие уровни серотонина, чем у представителей сильного пола. У шопоголиков отмечаются высокие показатели депрессии, беспокойства, злоупотребления психоактивными веществами, расстройства пищевого поведения и иммунитета. Для компульсивного покупателя шоппинг — это не чистая радость, а череда болезненных стадий: непреодолимое желание — волнение — покупка — самоотрицание — беспокойство — возможное успокоение.

Лечение

В своей книге  «Покупать или не покупать» доктор Эйприл Лейн Бенсон предлагает всем, кого зависимость еще не привела в кабинет психотерапевта, задать себе шесть вопросов: «Почему я здесь?», «Как я себя чувствую?», «Нужна ли мне эта вещь?», «Что случится, если я подожду?», «Как я буду расплачиваться?», «Где я буду это хранить?». Ответы помогают создать пространство между импульсом и действием — и принять взвешенное решение.

Но не всегда тягу к шоппингу надо сводить к списку покупок и последовательному перемещению по торговому центру. Спонтанные действия могут иметь и терапевтическое значение. Доктор Ричард Эллиотт уверен: у мужчин употребление алкоголя в качестве модификатора настроения является «социально допустимым, пока поведение не станет экстремальным». У женщин — иначе. «Для них покупки обеспечивают приемлемую для общества альтернативу алкоголю для восстановления настроения», — пишут они. В шопоголизме есть и другой приятный аспект — стимул зарабатывать больше.

Посмотрите в нашей галерее советы, как справиться со стрессом

Совет психолога

Врач-психотерапевт, психолог кандидат медицинских наук Евгений  Фомин рассказывает пользователям Mail.ru Здоровье, как удержаться от необдуманных покупок: «Есть два эффективных способа. Первый — это прописывать цели, что именно вам нужно купить. Лучше это делать не в голове, а на бумаге (или в телефоне): записать, что действительно необходимо купить. Если вы выбираете подарок, то заранее подумайте о том, что это будет, и о бюджете. «Механизм» искушения очень простой: в торговом центре все красивое, вкусно пахнет, поэтому соблазн купить что-то лишнее силен.

Второй способ — расплачиваться не картой, а наличными. Когда вы расплачиваетесь картой (тем более через PayPass), у вас нет ощущения контроля происходящего. Вы ходите по магазину, получаете удовольствие от того, какое все красивое, а потом за секунду оставляете на кассе сумму, которую не планировали. При этом вы не запоминаете момент, когда потеряли деньги. Расплачиваясь наличными, вы получаете ощущение контроля и понимание, сколько вы тратите. Когда вы открываете кошелек и пересчитываете купюры, вы видите, сколько у вас остается, прикидываете, что нужно купить еще; вспоминаете, что впереди праздники и надо прожить на что-то десять дней —наступает отрезвление, и вы видите рамки, которые вас ограничивают».

Читайте также

Названа любимая еда россиян на корпоративах
Врач назвала аналоги любимых новогодних блюд
Врач рассказала, почему нельзя есть много мандаринов

Смотрите также наши видео

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.