Благотворительность: между жизнью и смертью

Почему власти недовольны благотворительными фондами, как отличить их от интернет-мошенников и надо ли вообще ехать лечиться за границу, разбиралась Наталья Журавлёва.
Заграница нам поможет
Благие намерения
Как не попасть в лапы мошенников?
Заграница нам поможет
Благие намерения
Как не попасть в лапы мошенников?
Еще
Фото: lori.ru
Источник: Здоровье mail.ru

Столкнувшись с таким страшным диагнозом, как онкология, многие наши соотечественники предпочитают (обоснованно или нет) лечиться за границей. Тут же выясняется, что рак – штука довольно дорогая, выдержать которую может далеко не всякий богатый человек, что уж тогда говорить о россиянах со средним и низким уровнем дохода?

На этом этапе в дело, как правило, вступают благотворительные фонды, которых отчаявшиеся граждане стараются привлечь для сбора нужной для лечения суммы денег. Тут сразу возникает несколько вопросов: возможно ли собрать средства на спасение жизни взрослого человека (как правило, благотворители любят жертвовать на детей и животных), действительно ли стоит тратить такие средства и ехать в иностранную больницу, а также – если вы сами жертвуете деньги – как быть уверенным, что выделенные средства действительно пойдут на лечение конкретного человека? Разберемся по порядку.

Заграница нам поможет

Российские благотворительные фонды завалены работой – они помогают миллионам людей ежемесячно. Тем не менее, отечественные власти недовольны их деятельностью. То вице-премьер Ольга Голодец призывает Минздрав следить, куда фонды тратят собранные средства, и призвать оставлять их в российских клиниках, ведь «мы построили свою медицину, мы говорим уверенно, что практически вся высокотехнологичная помощь сегодня может быть оказана в РФ», цитируют Голодец «Интерфакс» и РИА Новости. Вторит им и главный детский онколог Москвы Александр Поляков, который на одной из пресс-конференций заявил, что благотворительные фонды дискредитируют работу его ведомства.

На это Полякову ответили сразу несколько руководителей российских фондов, включая небезызвестную Чулпан Хаматову, и рассказали, как признанных на родине инкурабельными (неизлечимыми) детей успешно спасали в Германии и Израиле.

В то же время в интернете появилась история астрофизика и общественного деятеля Антона Буслова, у которого обнаружили лимфому Ходжкина – злокачественную болезнь лимфоидной ткани. Терапия в Москве закончилось для Антона тем, что врачи отправили его «на дожитие» - дали еще полтора-два года жизни. Но молодой человек не сдался, он начал искать тех, кто сможет вылечить его редкую форму рака, и нашел таких врачей в штатах. Деньги собирали, что называется, всем миром.

Пройдя тяжелое лечение и выбравшись из комы после сепсиса, Антон увидел в интернете заявление вице-премьера Ольги Голодец, предлагавшей следить за благотворительными фондами и считающей, что нашей медицины достаточно для россиян.

«Так вышло, что я попробовал выжить», - написал в своем обращении астрофизик. «В августе 2011 мне в РОНЦе начали вторую линию химиотерапии. Это ВМП (высокотехнологичная медицинская помощь – прим.ред.). Только эта ВМП заканчивается еще одной ВМП - трансплантацией костного мозга от самого себя. Квоту на первую ВМП получить легко. Вторая должна начаться в чистом боксе в срок не более недели после завершения первой. Так вот, получить вторую очень сложно. Во-первых, таких много меньше, во-вторых, они глупо распределены по регионам, в-третьих, там мало квоты, нужен еще чистый бокс больницы... Люди ездят делать трансплантацию костного мозга из Москвы в Питер, из Самары в Екатеринбург и так далее, просто чтобы поймать квоту и бокс (!)», - рассказывал Антон о реалиях российского здравоохранения в своем блоге.

Его история еще не закончена, он продолжает бороться. Но как человек, пытавшийся получить помощь в том числе через благотворительные фонды, Антон счел нужным заступиться за них в своем письме вице-премьеру. «Но причем тут фонды?! Они-то как раз занимаются тем просветительством, о котором вы говорите, и не отправляют за рубеж тех, кого можно лечить у нас! Именно потому люди часто игнорируют фонды. Именно потому они устраивают сборы наобум в соцсетях, просто руководствуясь мыслью: "В России все плохо, а сволочи-фонды рекомендуют Горбачевку (НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой – прим. ред.)"», - возмущается Антон.

Благие намерения

Эту информацию подтвердила «Здоровью Mail.Ru» Екатерина Бермант, директор детского благотворительного фонда «Детские сердца»: «Я могу сказать только за свой фонд. У нас за границей в год лечат буквально нескольких детей. Мы детей отправляем лечиться за границу только в том случае, если понимаем, что подобную помощь могут оказать только там. Для этого собирается экспертный совет, который решает, куда отправлять ребенка на лечение».

По словам Бермант, несмотря на дороговизну лечения в других странах, эта мера бывает оправдана. Например, почти вся детская трансплантология находится в нашей стране в зачаточном состоянии – действующий закон запрещает донорство органов несовершеннолетних. Комментируя высказывание Голодец о развитой системе медпомощи в нашей стране, директор фонда пояснила, что специалисты по таким тяжелым болезням, как рак, в основном работают в городах-миллионниках, куда могут попасть далеко не все россияне.

Позицию Екатерины Бермант поддерживает ее коллега, директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. «На самом деле не все виды лечения, необходимого детям, доступны в России. Такая ситуация сложилась по нескольким причинам. Во-первых, не все медицинские технологии есть в России. MIBG-терапия для детей с нейробластомами у нас в стране в принципе отсутствует. Во-вторых, часто нужные виды лечения существуют, но дети не могут их получить из-за нехватки коек», - рассказала она. По ее словам, 80% детей, нуждающихся в трансплантации костного мозга, могут получить ее только за рубежом. Получить или погибнуть.

Помимо помощи детям, фонды обеспечивают и российские больницы, на лечение маленьких пациентов в которых они тратят колоссальные суммы. «В 2013 году наш фонд потратил: более 38, 6 миллионов рублей на закупку лекарств, не имеющих аналогов и не производящихся в РФ; более 82,9 миллионов рублей на оплату поиска и активации доноров костного мозга; более 43 миллионов рублей на покупку оборудования в российские больницы», - поясняет она.

Расходы фондов полностью подотчетны и прозрачны, чего никак нельзя сказать о государственных тратах. Власти при этом все равно недовольны.

Как не попасть в лапы мошенников?

Однако, кроме честных и прозрачных фондов, есть и сбор средств для тяжело больных пациентов в интернете. Там предлагают честному люду «скинуться» на лечение и маленьких детей, и взрослых – и каждый раз с новыми формулировками. Как поясняет в своем блоге Антон Буслов, некоторые из этих людей разочаровались в фондах, предложивших оплатить лечение в российской больнице, и непременно хотят за рубеж.

Но фонды проверяют все справки, диагнозы, советуются с врачами, собирают экспертные мнения. Кто же тогда эти частные сборщики денег и как проверить их честность?

«К сожалению, информацию о том, что ребенку с тяжелым диагнозом необходимо лечение за границей за большие деньги, можно часто увидеть в социальных сетях. Во многих случаях эта информация – часть жанра, который используют мошенники», - отвечает на этот вопрос Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.Ru». Александра давно и успешно борется с интернет-мошенниками, разъясняя всем желающим помочь основные правила, при соблюдении которых деньги действительно дойдут до нуждающихся в них пациентах.

Если вы все-таки не верите благотворительным фондам или хотите помочь конкретному человеку, объявление которого увидели на страницах социальной сети, соблюдайте следующие правила, советует Александра Бабкина:

• Проверьте фотографию пациента при помощи поисковика – возможно, ее уже использовали во время другой кампании по сбору денег;
• Если в объявлении не указаны никакие контакты, кроме банковских реквизитов или электронного кошелька – это признак мошенников;
• Если номер телефона указан, обязательно позвоните по нему – в случае недобросовестного сбора вам никто не ответит;
• Проверьте, публикуют ли организаторы кампании новости и отчеты о состоянии пациента. Если нет, то, возможно, вы имеете дело с мошенниками.

 

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.