Консультации / Логопедия

Задержка речевого развития

Моей дочери 3 года 5 месяцев, нам поставили диагноз - задержка речевого развития. Она не произносит совсем звуки р и ж. Слова произносит неправильно: шапка - хапа, машина -нинина, не может правильно проговаривать некоторые слоги, говорит имя гоха, а когда просишь сказать гоша, говорит тоша. Еще неправильно произносит предлог "не", не перед словом а после него. Например, "буду не", если не хочет есть кашу, а хочет поесть суп, говорит "кашу не, суп". Она строит предложения из нескольких слов: наденем куртку, хапу (шапку), штаны, рубаху, и пойдем гулять, или поедем на ненине (машине) в магазин. После долгой поездки, когда не хочет ездить на машине, говорит "не , не поедем, пешком пойдем). Произносит многие имена. В подражание нам, задает вопрос - гда деда? И сама отвечает на него - например, на улице. Словарный запас не очень большой, но и не маленький. Не менее 100 слов. Я не считала. Она много говорит, я и домашние ее понимаем, но окружающие понимают плохо. Я купила для занятия с дочкой электронную обучающую таблицу, она узнает всех животных, и предметы. Очень развита наблюдательность. Если в человеке что-то поменяется, даже незначительно, сразу замечает, и говорит об этом. Например, бабушка сходила в парикмахерскую и подстриглась, она сразу заметила, и т.Д. Её отец имеет речевой дефект, и картавит и шепелявит немного, возможно это наследственное отклонение? В детсад мы пока не ходим, нет возможности, но скоро пойдем. Еще, дочка родилась недоношенной на сроке 36 недель весом 1740 рост 44 см. Была задержка внутриутробного развития, трехкратное тугое обвитие пуповины вокруг шеи. Мы исполняли все предписания врачей, в 6 месяцев моя дочка догнала в весе и развитии сверстников. Пошла самостоятельно без поддержки в 11 месяцев, очень активна и сейчас. Любит активные игры.Насколько серьезно отклонение в речевом развитии у моей дочери? И что нужно делать?
Здравствуйте. Судя по Вашему рассказу, задержка серьезна. В этом возрасте ребенок должен уже: Правильно использует местоимения “Я” и “Ты” Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времени Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за Знает основные части тела и может показать их и назвать Активный словарный запас около 900-1000 слов Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым В речи начинают преобладать глаголы Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?” Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей. Знает названия знакомых животных Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах Знает один или несколько основных цветов Может повторить 5 цифр Может повторить слова из четырех слогов Демонстрирует понимание понятий над и под Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким Легко следует простым командам Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки. Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д. Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции. Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу «задержка речевого развития». Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом исправление звуков будет даваться все сложнее. Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка, скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати, именно с нее начинается каждое занятие у логопеда. Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение. Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т.е. стимулирование кончиков пальцев). Учеными доказано, что люди, которые в старости имеют хобби, связанные с мелкими движениями пальцев, дольше сохраняют ясность ума. Детский ум тоже развивается быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству:лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины, делайте аппликации,плетите бусы из бисера или камешков,играйте с маленькими игрушками и т.д. Если у вас не хватает умения и фантазии, существует масса методических пособий для родителей с заготовками для поделок. В конце концов, поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!
Консультация врача логопеда на тему «Задержка речевого развития» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 21 сентября 2014
О консультанте
Специализация
Подробности

Логопед-дефектолог. 

Телефон для записи: +7 (916) 618-83-50.