Практика,

Здоровье за рулем

Полезные советы для тех, кто в пути.

Водители подвержены многним заболевания. Чтобы их избежать, надо проводить профилактику.

Позвоночник  

Больше всего страдает позвоночник водителя, особенно сильную нагрузку испытывают шея и поясница. Минимальный вред долгого пребывания за рулем — боль в спине (она появляется из-за защемления нервов), тяжелое последствие — остеохондроз и другие болезни позвоночника. Часто из-за неправильной посадки (когда корпус слишком сильно наклонен к рулю, а ноги вытянуты к педалям, поза «банана») создается сильное давление на межпозвоночные диски, которое усиливает дорожная тряска. Это ослабляет позвоночник и делает его менее устойчивым к травмам.

Чтобы снизить нагрузку на позвоночный столб, врачи рекомендуют выбирать ортопедические кресла с поддержкой поясницы и соблюдать правильную посадку в водительском кресле: следует опираться всей спиной о сиденье — таким образом давление на позвоночный столб распределяется равномерно. Также важно положение подголовника: он должен находиться на уровне шеиКаждые 2–3 часа рекомендуется остановливаться, выходить из машины и делать легкую разминку (наклоны вперед и в бок, вращения тазом, приседания) или просто немного прогуляться. Как рассказала «Здоровью Mail.Ru» заведующая отделением семейной медицины международной клиники Медси Татьяна Коркина, в день за рулем рекомендуется проводить не больше 10 часов, при этом после каждых двух часов непрерывной езды нужно отдыхать 30 минут. 

Сосуды

Для водителей опасен варикоз — заболевание, при котором нарушается венозный кровоток и работа венозных клапанов, факторы риска — как обычно, курение и лишний вес.  Водители могут страдать и геморроем — варикозом вен прямой кишки. Если вы чувствуете сильную усталость в ногах или они затекают, помогут мази-венотоники, а во время разминки рекомендуется уделить внимание стопам и голеням. В более серьезных случаях необходимо обратиться к врачу и сделать УЗИ вен. 

Нарушение работы сосудов из-за долгой статичной позы вызывают и застой крови в малом тазу, а это фактор риска такого заболевания, как простатит. В группе риска те, кто перенес венерические заболевания (что не редкость для мужчин, которые очень много времени проводят за рулем). Профилактика простатита заключается в том, чтобы избегать застоя крови в малом тазу. Для этого нужно много двигаться и регулярно заниматься сексом (он должен быть безопасным).

Питание

Понятно, что если вы по восемь часов в день находитесь за рулем, полноценно обедать и ужинать просто нет возможности. Выручить могут легкие перекусы каждые 2–3 часа (овощи, нежирное мясо, ржаные хлебцы) и крепкий чай или кофе, которые могут стать прекрасным поводом размяться. Но не забывайте, что едой в придорожных кафе легко отравиться, поэтому выбирать заведение нужно осторожно. Ну и конечно, долгая дорога — не повод отказываться от диеты, если вы ее придерживаетесь. Нарушения питания ведут к нарушениям пищеварения, а они, в свою очередь, могут вызвать гастриты, язвенную болезнь желудка, дисбактериозы и другие заболевания желудочно-кишечного тракта, которые несложно предотвратить, но долго и трудно лечить. Кроме заболеваний органов пищеварения, нарушение питания может привести к ожирению, а это уже фактор риска диабета II типа. 

Дыхание и сердце

Если наладить питание при желании вполне возможно, то защититься от плохой экологической обстановки на дорогах сложнее. Количество пыли и токсичных веществ, выхлопных газов превышает предельно допустимые концентрации, уберечься от их воздействия почти невозможно — разве что как можно реже открывать окно в машине. Чтобы позволить себе изоляцию, нужны качественные обогреватель и кондиционер, с которыми вы не простудитесь ни зимой, ни летом. Тем же, чья дыхательная система слаба или подвержена заболеваниям, рекомендуется в свободное от поездок время как можно чаще и дольше бывать на свежем воздухе. Также желательно, чтобы чехлы для сидений и другие вещи, находящиеся в салоне, были сделаны из гипоаллергенных материалов.

Для водителей неизбежна гиподинамия, которая вредна не только для вен, но и для артерий — это фактор риска повышенного давления (гипертонии). Его последствия многообразны и печальны (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, инфаркт миокарда). Перерывы во время долгой дороги, правильное сбалансированное питание — прекрасная профилактика и сердечно-сосудистых заболеваний тоже, но чтобы защитить сердце, надо уметь избегать еще и стресса. Конечно, люди, которые вообще не водят, тоже подвержены стрессу, но в случае с водителями есть некоторые нюансы. Во-первых, водитель постоянно в стрессе, так как управление автомобилем опасно по определению. Во-вторых, он всегда готов к тому, чтобы быстро принять решение, от которого может зависеть здоровье и жизнь. В-третьих, он не может расслабиться ни на минуту. Чтобы избежать перенапряжения, нужен длительный и качественный отдых. В противном случае появляется риск тревожных и депрессивных расстройств. Чтобы этого избежать, нужно хорошо отдыхать, уметь расслабляться и давать возможность нервной системе восстановиться. Горячая ванна, хороший сон и приятные хобби, как это ни банально, помогут снять напряжение и заодно сохранят сердце, ведь повышение артериального давления напрямую зависит от эмоционального состояния и состояния нервной системы.

Утомление

Долгая дорога и постоянное напряжение ослабляют внимание и снижают общий тонус — находясь в таком состоянии можно попасть в аварию. Утомление усиливается при недосыпе: водители начинают засыпать уже через 3–5 часов езды, особенно между полуночью и пятью часами утра.

Татьяна Коркина советует выезжать в длительную поездку только после нормального отдыха и сна. Также рекомендуется делать перерывы. При этом короткие перерывы после относительно кратковременной езды эффективнее, чем длинные перерывы после длительной поездки. Врач советует делать десятиминутную паузу после первых трех часов движения, а потом повторять через каждые два часа. 

При долгой езде по дороге без светофоров и пересечений с магистралями другого уровня возникает специфический вид утомления — дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, рассеянностью, недомоганием, отрешенностью, ослаблением рефлексов и замедлением времени реакции. Чтобы избавиться от этого состояния, нужно остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: выполнить вращения головы и туловища, наклоны, повороты, прогнуться в пояснице, согнуть и разогнуть ноги и руки.

Чтобы не упустить момент, когда риск заболеть чем-нибудь из вышеперечисленного станет слишком высок, проходите обследование сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и нервной системы. И конечно, не забывайте автомобильную аптечку. Автолюбители проходят медосмотр раз в пять лет, но лучше делать обследование ежегодно. Раз в год должны проходить осмотр и профессиональные водители. И конечно, не забывайте автомобильную аптечку.

Читайте также:

Советы по сохранению здоровья для водителей

Здоровье водителя

Похмелье за рулем хуже пьянки

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
михаил иванов
Очень хорошие советы.В аптечках последнего поколения, одни бинты и вата.
СсылкаПожаловаться
Yuri Bogdanov
Да, советы очень хорошие! Особенно этот: «важно положение подголовника: он должен находиться на уровне шеи»! Автор не продолжил… чтобы в случае наезда сзади голова скользила по краю подголовника и отрывалась. Если цель – оторвать голову, то совет нормальный! Центр подголовника должен находится по центру головы сзади, только тогда шейный отдел позвоночника не испытывает нагрузки как на разрыв, так и на сжатие! То, что предложил автор вызовет хлыстообразное движение головы и шеи. В первой фазе голова оторвется, во второй полетит в лобовое! Удивляет совет «как можно реже открывать окно в машине»! Наоборот нужно как можно чаще проветривать салон, особенно проезжая лесные массивы. А это вообще нонсенс: «и кондиционер, с которым вы не простудитесь ни зимой, ни летом». Именно кондиционер сушит воздух в салоне, а вместе с ним слизистую верхних дыхательных путей, резко ослабляя при этом её защитные свойства. Именно кондиционер вызывает заболевания не только верхних дыхательных путей, а иногда и самих легких. Именно кондиционер приводит к воспалительным заболеваниям суставов, когда охлажденный воздух попадает на них. Именно от кондиционера вкупе с повышенной скоростью воздуха в области шеи возникает мышечная боль, спазм околопозвоночных артерий и снижения питания головного мозга. Ну, а утверждение «водитель постоянно в стрессе» - высший пилотаж. Ну, тогда бы все водители умирали после 2-3 часов поездки! А ведь живут, вопреки автору!
СсылкаПожаловаться
Антон Хорошеев
спасибо, советы отличные, особенно когда постоянно за рулем очень актуально, а то у меня в автомобильной аптечке, кроме амиксина и стандартного набора от простуды нет ничего) будем мотать на ус значит)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.