Именно инстинктивным стремлением к самолечению объясняется появление неудержимого желания выпить, когда человек ощущает симптомы депрессии. Результаты исследования, проведенного специалистами из Университета штата Техас под руководством Кимберли Рааб-Грэм (Kimberly Raab-Graham), опубликованы в журнале Nature Communications.
Рааб-Грэм и ее коллеги решили разобраться, почему клиническая депрессия часто сопровождается алкоголизмом. Экспериментируя на генетически предрасположенных к депрессии самцах мышей, ученые выяснили, что одна доза алкоголя запускает в головном мозге те же каскады биохимических реакций, что и быстродействующие антидепрессанты, такие, как кетамин.
Так, у мышей, получивших дозу спиртного, как и у тех, кто получил кетамин, выраженность симптомов депрессии резко снижалась. Антидепрессивный эффект и в том, и в другом случае сохранялся в течение суток. Изучение процессов, происходящих при этом в головном мозге животных, показало, что этанол, как и быстродействующие антидепрессанты, блокирует активность NMDA-рецепторов (белков, связанных с обучением и памятью), а также задействует белок FMRP, чтобы изменить способ действия гамма-аминомасляной кислоты, превратив ее в стимулятор нейронной активности.
«Из-за того, что большое депрессивное расстройство очень часто идет рука об руку с алкоголизмом, появилась так называемая “гипотеза самолечения”, предполагающая, что люди с депрессией инстинктивно обращаются к алкоголю, чтобы облегчить свое состояние. И теперь мы получили подтверждение этой гипотезы с биохимической и поведенческой точки зрения», — пояснила Рааб-Грэм.
В то же время, добавила она, спиртное ни в коем случае нельзя рассматривать как эффективное лекарство от депрессии. «Лечение депрессии с помощью алкоголя — очень опасный путь, — подчеркнула Рааб-Грэм. — Граница между пользой и вредом в этом случае чрезвычайно тонка, и в какой-то момент самолечение превращается в зависимость».