Результаты исследования ученых из Университета Огаста (США) опубликованы в журнале Journal of Immunology. Свое открытие Пол О’Коннор (Paul O'Connor) и его коллеги сделали случайно, проводя эксперименты на крысах с хроническим воспалительным заболеванием почек, из-за которого у животных нарушился кислотно-щелочной баланс в организме, и их кровь стала слишком кислой. Когда крысам в качестве антацида (вещества, снижающего кислотность) ежедневно в течение двух недель давали раствор пищевой соды, у них не только снизился уровень кислотности крови, но и затормозилось развитие болезни почек.
В результате оказалось, что под действием соды у животных произошли кардинальные изменения в селезенке. Дело в том, что этот орган — важная часть иммунной системы, он участвует в развитии воспалительной реакции на присутствующие в крови чужеродные и токсичные для организма частицы, производя антитела и являясь резервуаром для макрофагов — иммунных клеток, первыми встающих на защиту от патогенных микроорганизмов. Как установили О’Коннор и его коллеги, в селезенке крыс резко понизился уровень макрофагов типа M1 — то есть провоцирующих воспаление, и повысился уровень макрофагов типа M2 — способствующих снижению воспаления. Кроме того, произошло усиление выработки регуляторных Т-клеток, способствующих снижению остроты иммунного ответа и удерживающих иммунную систему от атаки на собственные клетки и ткани организма.
Когда ученые проверили эффект, оказываемый раствором соды на крыс со здоровыми почками, то картина там была точно такая же, причем уровень воспаления снизился не только в почках и селезенке, но и в крови, и во всех других тканях. Аналогичные результаты были получены, когда О’Коннор и его коллеги провели эксперимент на добровольцах, здоровых студентах-медиках, которым также в течение двух недель ежедневно давали выпить раствор пищевой соды. У человека противовоспалительный эффект раствора бикарбоната натрия сохранялся в течение минимум четырех часов, а у крыс — в течение трех дней.
Изучая биологические механизмы этого феномена, ученые пришли к выводу, что тут задействованы мезотелиальные клетки — слой плоских клеток, выстилающий внутренние полости тела (поверхность брюшины, плевры, перикарда, пищеварительного тракта, селезенки и так далее). У этих клеток есть микроворсинки, которые «ощупывают» окружающую среду и предупреждают орган, который они покрывают, о присутствии чужеродного агента, на который требуется реакция иммунной системы.
Исследователи установили, что мезотелиальные клетки способны вести себя как нейроны, посылая сигналы друг другу с помощью нейромедиатора ацетилхолина (это химическое вещество отвечает за связь между нервами и мышцами). Когда в желудок поступает раствор двууглекислого натрия, его кислотность меняется, что запускает каскад определенных биохимических реакций. Это приводит к тому, что после следующей еды мезотелиальные клетки, выстилающие селезенку, получают ацетилхолиновый сигнал от аналогичных клеток желудка о том, что необходимость в активизации защитной реакции отсутствует. «Суть послания в следующем — это просто гамбургер, а не бактериальная инфекция», — пояснил О’Коннор. В результате уровень воспаления снижается.
Исследователи рассчитывают, что такое дешевое и доступное вещество, как пищевая сода, в будущем можно будет использовать для лечения аутоиммунных заболеваний, в частности ревматоидного артрита.