Психология,

Вашим друзьям нравятся старые истории

Люди обычно получают гораздо больше удовольствия от прежде уже слышанного рассказа, а не от новой истории.

Дело в том, что знакомство с сюжетной канвой позволяет расслабиться и не обращать внимания на пропуски и искажения, допускаемые рассказчиком. Статья исследователей из Гарвардского и Вирджинского университетов (США) опубликована в журнале Psychological Science.

«Рассказчики чаще всего думают, что окружающим будет интересно послушать о чем-то новом. Но наше исследование показывает, что они заблуждаются, — отметил один из авторов исследования, психолог Дэниэл Гилберт (Daniel T. Gilbert) из Гарварда. — Когда друзья рассказывают вам о фильме, которого вы никогда не видели, или музыкальном альбоме, которого вы никогда не слушали, вы не испытываете ничего, кроме скуки и неловкости, на вас эта история не производит никакого впечатления. Но когда приходит ваша очередь рассказывать, вы поступаете точно так же, как ваши друзья. Мы решили разобраться, почему так происходит».  

Гилберт и его коллеги провели четыре эксперимента. В ходе одного из них всех участников распределили по группам, в которых кто-то один выступал в качестве рассказчика, а остальные — в качестве слушателей. Рассказчик смотрел некий лекционный видеоролик, а затем пытался описать увиденное остальным. При этом часть слушателей видела ролик, о котором говорил рассказчик, а часть — нет. Перед тем, как начать говорить, рассказчика просили прикинуть, насколько его рассказ понравится слушателям, насколько он будет им интересен и полезен. По окончании рассказа слушателей просили оценить его по тем же критериям.

Оказалось, что рассказчики чаще всего ошибаются. Они ждут, что особенно большим успехом их история будет пользоваться у слушателей, которые ролика не видели. Но на самом деле, рассказ гораздо больше нравится тем, кто видео уже посмотрел. При этом ошибаются и сами слушатели — когда их просили предсказать свою реакцию на новую для них историю, они, как и рассказчики, думали, что им будет интереснее, чем оказалось на самом деле.    

Гилберт и его коллеги пришли к выводу, что все дело в личном опыте, который позволяет слушателям лучше понимать, о чем именно говорит и что конкретно имеет в виду рассказчик. Когда слушатели уже видели ролик, который описывает рассказчик, они без труда могут «заполнить лакуны» в излагаемой им истории, что делает ее более понятной и приятной для прослушивания.

«Люди, как правило, не слишком хорошие рассказчики и "оставляют за бортом" много важной информации, — пояснил Гилберт. — Наши друзья, возможно, получили бы удовольствие, слушая, как мы рассказываем им о картине, которую они никогда не видели, или книге, которую не читали, если бы мы могли описывать такие вещи действительно хорошо. Но большинство из нас на это не способно. В результате друзья счастливы, когда мы рассказываем им что-то, что они и так знают, потому что они хотя бы понимают, о чем мы говорим. Мы слишком хотим произвести на слушателей впечатление и не задумываемся о том, что приводим их в замешательство».

Ранее канадские ученые выяснили, что женщинам друзья нужны больше, чем мужчинам.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.