Образ жизни,

«Привитый. Привьюсь. Буду прививаться»: 22 аргумента от врача

Московский врач-терапевт перечислил причины, почему необходимо защищаться от коронавируса с помощью вакцины.
Александр Гальперин / РИА Новости

В свете бесконечных ежедневных ответов на одни и те же вопросы о вакцинации я напишу свое резюме по этой модной ныне проблеме. Возможно, кто-то найдет мои наблюдения функциональными для себя. С элементами иронии, конечно. Куда без нее.

1. Мы не умеем лечить ковид. Уже полтора года мы пытаемся либо профилактировать его осложнения, либо работать с ними. Но вот лечить так, чтобы 10% изменений в легких не превратились в 50, 60, 90% — не умеем. Или так — я не умею. Может, кто-то другой умеет.

Поэтому если и делать что-то с ковидом — то снижать вероятность его распространения в популяции.
Василий Купрейчик
врач-терапевт Московской городской больницы № 40

Есть другие идеи, как остановить вирус? Кроме цинка, колхицина, витаминов разных групп, антикоагулянтов, моноклональных антител, дексаметазона, противовирусных, антибиотиков, отхаркивающих, мочегонных, секретных разработок ГРУ, лошадиных таблеток, гелия, барокамер, циклофосфана и прочего? Предлагайте. Вдруг мы что-то еще не пробовали.

2. Мы не можем всех высадить на карантин. В Средневековье бы могли. Рубили бы голову несогласным. В СССР бы могли — несогласных посадим и внесем пунктик в личное дело. Да и другой менталитет был. Общность, что ли. В 2021-м, в нашей действительности, в России — не можем. Каждый сам за себя. Всюду обман. Этих людей — принять. Вселенная совершенна. Мы — нет. Поэтому ковидные волны будут фигачить и дальше. Это принять. Не вам, а нам, медикам. От этого грустно.

3. Логичная стратегия победы — разово всем сделать иммунитет. То есть либо придумать вакцину и всех привить, либо всех заразить. Пусть переболеет весь мир разом. Полгода потерпим, попрыгаем с лечением (см. п.1) — и дальше он иссякнет. Ну, это мы думаем, что иссякнет. Короче, гипотеза — в коллективном иммунитете и растворении вируса в популяции. Лучшей стратегии в долгосрочной перспективе у нас нет.

 4. Вакцины разработали быстро. Каждые страны пробовали что-то свое в рамках опробованных ранее технологий. То есть их не придумали с потолка. Осознанно выбрали технологию. В итоге получилось довольно быстро. Ученые — молодцы. Наши, кстати, тоже молодцы. Но не такие, как иностранные. Просто потому что наши. Субстрат с аденовирусом для вакцины отлично зашел. У них там тоже векторная есть. Потому что хорошая технология. Но их вектор все равно лучше нашего. Он же — «ихний». 

5. Тестировали вакцины быстрее, чем обычно. Быстрее, чем некое время, которое бы успокоило нас. Мы вообще не знаем, с какой скоростью их обычно тестируют, но что-то как-то слишком быстро получилось. Вам это не нравится. Вас это пугает. Это любимое эмоциональное возражение противников вакцин. Да. Быстрее, чем обычно. Но… Обстоятельства такие. Вообще-то пандемия, всемирная эпидемия. Болезнь, которую не умеем лечить, напомню. И это все тоже надо принять. Вселенная совершенна. Мы — нет. Такие дела.

Избегайте этих мест в пандемию. 13 локаций, где риск заразиться коронавирусом особенно высок, — в нашей галерее:

6. В результате, похоже, самыми эффективными можно считать векторные вакцины (у них «Астра Зенека», у нас «Спутник») и мРНК (у них «Пфайзер», у нас нет такой). Как измеряли эффект? Смотрели, кто заболеет, а кто нет. Титры антител тоже смотрели. Но так и не поняли, сколько каких антител надо, чтобы сделать какие-то функциональные выводы. Поэтому все же даже после вакцинации — кто заболеет, а кто нет.

7. А что по эффекту? Похоже, «Пфайзер» (мРНК-вакцина) эффективна примерно на 90%. Похоже, векторная эффективна более чем на 80% (это, кстати, крутой результат). Похоже, они от новых штаммов тоже будут эффективны, но не так, как от старых. Ну, мРНК дает 75–85% эффекта. А наша — на 10% меньше. Но это не точно. И это лучше, чем ничего. И лучше, чем болеть. Лучше, чем хоронить близких. Такое себе удовольствие. Так и не привыкли мы к этому.

8. Что выбрать в России? «Спутник». Почему? «ЭпиВакКорона», похоже, пустая вакцина. В ней только ноги и руки вируса. По ним иммунные клетки с трудом узнают вирус в лицо. А «ЧуВак», точнее, «КовиВак» — еще не прошла третью фазу испытаний. Мы о ней в «Ланцете» не читали, знаете ли. Так что извините. Да и учитывая, что там вирус дохлый — похоже, работать она должна послабее. Часто бывает, что умершее существо не похоже внешне на фото в паспорте. Так бывает.

9. Измерять антитела до/после вакцины — лично я не понимаю, зачем это нужно. Можно, конечно, если принять, что это новая русская забава типа «у кого больше».

Антитела бывают разные, выполняются на разных аппаратах, не позволяют сделать никаких выводов о защите.

Но все сдают. Сдам и я.

А еще есть антитела типа точные. К тому самому S-протеину. Нейтрализующие. Звучит. Стоят дороже. Показывают точнее. Сколько их надо — не знаю. Никто, в общем-то, не знает. Пока. Но если много — хорошо. Сколько «много» — не знает никто, но лучше бы, чтобы больше, чем у соседа. Мне тут принесли 28000 через 4 месяца после вакцинации «Спутником». Хорошее число, сказал мне микробиолог. Защищает или нет — не смогла сказать. 28000. Использую это число, чтобы уговаривать тех, кто приносит 3000 и говорит: «Это много же? Мне теперь не надо вакцинироваться?». Показываю им 28000. Вижу: расстраиваются, как будто бы даже немного стесняются. Идут записываться на вакцинацию. С этой точки зрения — нейтрализующие антитела работают. Помогают нейтрализовать нежелание вакцинироваться.

10. На что смотреть, чтобы вакцинироваться, если не на антитела? На календарь. Там должно быть примерно 180 дней после последней прививки от ковида — или примерно 90 дней после легкой болезни и 180 дней после тяжелой (реанимация, ИВЛ). Откуда я это взял? Отсюда. Другого не читал. Посчитал достаточным этого. Написано на английском. Значит, можно доверять.

11. А противопоказания? Их мало. Острая инфекционная болезнь, аллергия на компоненты вакцины и, похоже, активные тяжелые гематологические болезни. Причем там, за границей, ограничений меньше, чем тут, у нас. Аллергия? Не переживайте, в кабинете вакцинации есть адреналин. Воткнут иглу в бедро, если что. Беременность? Ничего. Мы их уже вакцинировали. ВИЧ, рак, диабет, астма? Всех вакцинируют. Там. Тут — не точно. Могут и отвод дать.

12. А побочки? Бывают. Это надо принять. Они и от водки бывают. И от рыбы, которую с Магадана передали. Вселенная несовершенна. Но от этих побочек, похоже, никто не умирает. От «Астра Зенеки» были несколько случаев. Но статистически ковид все равно опаснее. В десятки раз. Причем заметьте, по этому поводу там, за границей, никто на ушах не стоит, в ученых не кидаются помидорами. С пониманием относятся. Но у нас с пониманием… сами понимаете. Побочки от «Спутника» бывают в 40% случаев. И обычно не требуют ни одной таблетки, а тем более — госпитализации. Обычно. Но, наверное, в чате ваших друзей, чате друзей ваших друзей — люди сотнями умирают от «Спутника». Основные госпитализации — это, ясное дело, тщательно скрываемые случаи вакцинации. Просто нам об этом не говорят.

13. А повторно надо будет вакцинироваться? Похоже, да. Раз в полгода. На сегодня это так. Надо принять, что это неокончательная позиция. Многое вообще придется принять в этой пандемии.

Коронавирус убивает. 13 звезд, которые умерли во время пандемии, — в нашей галерее:

14. Маски и социальная дистанция все равно будут нужны после прививки. По крайней мере пока не пройдет две недели после повторного введения вакцины. Иммунитет просто не успеет сработать. У кого-то. У кого-то — успеет. Мы просто не хотим рисковать никем. Поэтому и такая рекомендация. По прошествии двух недель от вакцинации — так и быть. Проходите в кафе по QR-коду. Кушайте. Пейте кофе со льдом.

15. Зачем вы прививаетесь сегодня? Чтобы спасти нас от четвертой волны. Она будет. Всенепременно. Осенью. Может, зимой. С такими темпами — и пятая будет, и шестая. И от мутации можно спасти нас всех. Родителей наших. Мутация тоже будет. Всенепременно. В рамках полуиммунизированной популяции — еще много интересных мутаций будет. От этого грустно. И немного страшно. Страшнее, чем перспектива вакцинации.

16. Я болел, а тут пишут, что переболевшие почти не заболевают. Мне прививаться? Ключевое — почти. Хотите поиграть с этими вероятностями — с учетом новых штаммов? Добро пожаловать. Только потом не вините себя. Примите ответственность. 

17. Что будет с моей репродуктивной функцией от вакцины? А я вам отвечу вопросом на вопрос: не смущает, что вирус обнаруживается в репродуктивных органах? Это еще в августе 2020-го обсуждали. Австрийцы нашли, когда вскрыли трупы от макушки до пяток. Вирус тогда и в почках, и в печени нашли. И тромбы везде. Нет? Не пугает? Неразмножающаяся вакцина с кусками вируса страшнее, да? Мне вот — нет. Да и рожали уже после вакцинации. Дети родились нормальными. Дети как дети.

18. Кормить молоком матери после вакцинации? Тоже можно. Разрешат в ближайшее время. Или уже разрешили. Ничего не ждем плохого. Ни для матери. Ни для ребенка. Ни для молока.

19. Прививаться в период пандемии? Разве так можно? Нам некуда деваться. Мы отходим от канонов. Поэтому — можно. Чтобы спасти всех. Снизить вероятность тяжелого течения болезни. Снизить вероятность четвертой волны. Похоже, принимая мировой опыт — это адекватная стратегия. С маской вам все равно ходить. И социально дистанцироваться.

20. Обязательная вакцинация — нарушение моих прав. Тут хитро. Я не сторонник того, чтобы добиваться целей силовыми методами, запугиванием, штрафами и прочими средствами давления на человека. Но в ситуации с пандемией — на позитивном подкреплении, похоже, не получится. Давление, судя по всему, неплохо работает, глядя на опыт Израиля, Европы. Там на непривитых — никакого давления. Им просто жить неудобно. Сдавай мазки постоянно за свой счет. Проблемы с использованием общественного транспорта, фитнеса и т. д. Но в целом — никакого давления. Вопрос лишь, с какого угла смотреть. Но воплей и истерик нет. Степень коллективной осознанности — другая.

21. АЗУИ, антителозависимое усиление инфекции. Или модный ADE. Узнал о нем пару недель назад. Из того, что понял, — реальных случаев при ковиде не описано. Так как это прямо сложно для понимания — вот на русском. Это PhD из института Пастера пишет. Суть простая: забейте. Вероятность умереть в транспорте по пути на работу выше. Даже если вы на самолете туда летите. Но как антиваксерское возражение — крутое. Мало кто из врачей о нем слышал. Поэтому будет казаться, что это какое-то таинственное знание, доступное только вам. Тайна, раскрытая очередным иммунологом, на ютубе. С практической точки зрения — нефункциональный страх.

22. Поможет ли мне вакцина от болезни? Похоже, да. Вероятность умереть снижается. В том числе от новых штаммов. Вы же помните, что мы в зоне вероятностей обо всем размышляем. И за вероятности боремся.

Поэтому прививаться — хорошая стратегия. Жизнеспасающая.

Я осознанно написал эти 22 пункта простым человеческим языком. Может, так будет понятнее. Хоть кому-то.

Основной вывод: прививаться надо. Прививаться надо не для сегодняшнего дня. Для завтрашнего. Не только для себя — но для всех нас. И для наших родителей. И их родителей. Грустно будет, если для осознания этого простого факта придется заплатить цену стоимостью в жизнь одного пожилого близкого человека из каждой семьи в нашей стране. Все шансы для этого есть. 

Привитый. Привьюсь. Буду прививаться.

Читайте также:

17 острейших вопросов про вакцину против ковида

Вирусолог сравнил иммунитет у привившихся и переболевших ковидом

Что нужно и нельзя делать после прививки от коронавируса

Смотрите наши видео:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.