Образ жизни,

Интернет завышает самооценку

Легкий доступ к любой информации заставляет людей чувствовать себя умнее, чем они есть на самом деле.

Возможность поиска в интернете, благодаря быстрой доступности любой информации, создает у людей иллюзию, что они умнее и компетентнее, чем на самом деле. К такому выводу пришли психологи из Йельского университета, чья работа опубликована в журнале Journal of Experimental Psychology.  

Исследователи провели серию экспериментов, предлагая части участников искать некую информацию в сети, а части предоставляя уже готовый материал по этой же теме. Затем всем участникам задавали вопросы, не связанные с темой поисков, причем они должны были параллельно оценивать степень своей компетентности.

К удивлению ученых, все участники из интернет-группы постоянно ощущали себя гораздо более знающими и информированными по всем темам, даже если не могли ответить на вопросы, или их поиск в интернете не увенчался успехом. При этом высокая самооценка сочеталась у тех, кто получал доступ к интернету, с уверенностью, что их мозг работает более активно, чем у участников из другой группы. То есть сам процесс поиска информации  заставляет людей путать следствие и причину — им кажется, что они что-то узнали не благодаря интернету, а потому что изначально умнее и осведомленнее окружающих, отмечают исследователи.

«Интернет — это мощный инструмент, который позволяет найти ответы на все вопросы. Доступ ко всему знанию, накопленному человечеством, находится у вас буквально на кончиках пальцев. Поэтому очень легко перепутать ваши собственные знания с информацией из внешнего источника, теряется ощущение пределов собственной компетентности и степени зависимости от интернета», — пояснил ведущий автор работы Мэтью Фишер (Matthew Fisher).

Он полагает, что знания нужно получать из книг и бесед с экспертами, тогда они будут фундаментальными, а не фрагментарными. «Если вы не знаете ответа на какой-то вопрос, то будете четко осознавать, что вы этого не знаете, и потратите время и силы на поиски информации», — отметил Фишер.

Он считает, что выявленный эффект особенно опасен для детей и подростков, растущих в интернет-среде, а также в ситуации, когда требуется принятие ответственных решений. «В случаях, когда ваши решения могут иметь серьезные последствия, очень важно различать, где кончается твердая почва ваших знаний и начинается зыбкая почва того, что вы вроде бы знаете, а на самом деле не знаете», — пояснил Фишер.

Как недавно выяснили канадские психологи. те, кто любит заниматься интеренет-троллингом, в реальности являются бытовыми садистами.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.