Мы часто пытаемся изменить себя и окружающих, чтобы достичь некой «идеальной» картины мира, которую нарисовали в своих фантазиях. Кажется, всем уже очевидно — изменить другого человека без его желания нереально: нужно либо смириться с его недостатками, либо прекратить общение. Но даже если сам человек захочет измениться — ради себя, других, для достижения определенных целей — возможно ли это? Насколько человек вообще способен меняться?
Ответ следует искать в понимании биологической сущности человека. Сразу же возникает новый вопрос: что первично — среда или гены? Если гены влияют на характер и интеллект сильнее, чем воспитание и обучение, выходит, даже при большом желании мы мало что можем изменить в себе.
Чтобы разобраться, так ли это, ученые проводят близнецовые исследования. В них они сравнивают по некоторым выбранным параметрам монозиготных и дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы сформировались из одной яйцеклетки и несут 100% одинаковых генов. Дизиготные близнецы образованы из разных яйцеклеток и сходны между собой генетически не более, чем обычные брат и сестра — на 50%. Но для сравнения с монозиготными выбирают именно дизиготных близнецов, а не обычных сиблингов, — по той причине, что у них максимально похожи среда и условия воспитания. Они родились в одно и то же время, скорее всего, ходят в одну школу, их одинаково воспитывают родители. В этом случае все существенные различия между идентичными близнецами и «двойняшками» можно списать на действие генов.
Специалисты из Королевского колледжа Лондона исследовали школьные результаты близнецов и выяснили, что различия в оценках школьников на 58% объясняются и генетикой и только на 29% — средой. Среда включает в себя школу и воспитание, с последним все тоже непросто: родители, которые передали детям «умные» гены, с большей вероятностью, чем прочие родители, будут грамотно заниматься воспитанием.
Вывод, который напрашивается из этого исследования, для многих неутешителен. Несмотря на то, что образование считается важнейшим социальным лифтом, от природы не уйти. Дети умных родителей с большой вероятностью тоже станут умными и получат хорошее образование. Детям же малообразованных родителей с невысоким IQ, которые представляют другие социальные слои, будет трудно достичь успехов в образовании и воспользоваться этим самым лифтом.
Хорошо, допустим, ум — не главное в человеческих отношениях. Точнее, мы либо готовы закрыть глаза на «интеллектуальную пропасть» ради других качеств, либо подбираем круг общения из людей с примерно одинаковым IQ. Что же касается других, более существенных для социума качеств: уровень агрессии, психическая стабильность, верность, эгоизм или альтруизм — можно ли влиять на них? Или характер, как и интеллект, по сути — наше неизбежное биологическое наследие?
Агрессия
Ее принесла нам эволюция. Предкам агрессия нужна была, чтобы выживать. Сегодня в большинстве случаев уже не нужно драться, чтобы защитить свою жизнь и имущество. Общество придумало для этого государство, законы и суд. Получается, в современном обществе агрессивным быть не очень выгодно и даже вредно. Так почему некоторые люди все еще проявляют агрессию?
На волне всех общественных изменений появилась гуманистическая психология — ее приверженцы верят в полную формируемость личности. По их мнению, чтобы победить агрессию, нужно лишь дать каждому человеку хорошую среду — тогда все люди вырастут добрыми и любящими, и преступность вовсе исчезнет с лица земли. Гуманистическая психология была популярна в 60-е годы прошлого века, но современные исследования мозга заставляют усомниться в ее постулатах.
Голландский исследователь мозга Дик Свааб в своей книге «Мы — это наш мозг» приводит следующие данные. Мальчики более агрессивны, чем девочки — в этом «виноват» мужской гормон тестостерон. А некоторые дети явно более агрессивны от рождения, независимо от воспитания — это доказывают наблюдения за близнецами. Соответственно, на будущую агрессивность влияют пол и врожденные факторы — гены и состояние матери во время беременности: ее питание, уровень стресса, употребление алкоголя, никотина и медикаментов.
На проявления агрессии в жизни, безусловно, влияют факторы среды — например, фильмы со сценами насилия, увлечение компьютерными играми и даже температура воздуха. Исследователь Габриель Шрайбер изучил 2131 военное сражение за 3500 лет и выяснил, что решения о начале боевых действий принимались в основном летом — из этого сделали вывод, что сильная жара может повышать уровень агрессии в обществе.
Но во многом определяют то, совершит ли человек агрессивный поступок, его внутренние физиологические факторы.
У мужчин агрессивность развивается в подростковом возрасте из-за всплесков тестостерона. Более того, и у мужчин, и у женщин примерно до 25 лет агрессивное и импульсивное поведение встречается чаще, чем у людей старше 25. Все потому, что только к 25 годам окончательно формируется префронтальная кора — зона мозга, отвечающая за контроль агрессивного поведения. Но если человек и после 25 лет постоянно «взрывается» по мелочам, скорее всего, его уровень агрессии повышен, и он сам с трудом может это контролировать. Как говорилось выше, проблема агрессии касается в основном мужчин — им и их окружению остается лишь ждать достижения возраста 50-55 лет, когда уровень тестостерона резко падает, что и снижает агрессивность.
Верность
Может ли закоренелый холостяк и/или донжуан стать примерным семьянином? Ответ дают ученые, проводившие исследования на мышах-полевках. Они изучили мозг степных полевок, известных своей моногамией, и их близких родственников — горных полевок, склонных к промискуитету.
Выяснилось, что за склонность к образованию пары и верность партнеру отвечают два похожих гормона: окситоцин, ответственный за материнский инстинкт и привязанность, и вазопрессин, контролирующий мужское половое и социальное поведение. Выяснилось, что у моногамных степных полевок мозг более чувствителен к вазопрессину, что и влияет на их склонность к верности — причем у мужских особей больше, чем у женских.
Работает ли это у людей? Ученые из шведского Каролинского института исследовали ген, определяющий чувствительность рецептора к вазопрессину, у нескольких сотен мужчин. Параллельно они спросили этих мужчин, насколько те довольны семейной жизнью. Выяснилось, что часть мужчин имеет мутантный вариант гена рецептора к вазопрессину, и среди них 34% были недовольны своим браком (по сравнению с 15% в контрольной группе). Также среди мужчин с данной мутацией 32% были не женаты, а среди мужчин с нормальной версией гена — только 17%.
Вероятно, некоторые мужчины генетически не способны к формированию привязанности и верности. Изменить их можно было бы разве что с помощью генной инженерии. Но есть и хорошая новость — «мутантов», совсем не склонных к любви и верности, всего 5%. Остальным, возможно, достаточно посетить семейного психолога и поработать над отношениями.
Оптимизм и пессимизм
А может ли пессимист стать жизнерадостным оптимистом? Можно, конечно, попробовать, но, если вы генетически склонны к депрессии, вряд ли вам удастся победить хандру раз и навсегда. Близнецовые исследования показывают, что примерно в 50% случаев депрессия вызвана наследственными факторами.
Ученым пока не удалось найти конкретный «ген депрессии» — возможно, в формировании этой болезни участвует совокупность генов. Но очевидно одно: некоторым людям физиологически сложнее быть счастливыми, чем другим. Веселый фильм, хорошая работа и даже любящая семья не решат проблему. Если вам повстречался человек с депрессией в анамнезе, к сожалению, не стоит надеяться, что он изменится — депрессивные эпизоды могут преследовать его время от времени в течение всей жизни.
Эгоизм
А если вас возмущает, что близкий человек — закоренелый эгоист, как это изменить? Очень сложно, особенно если вы хотите, чтобы он был альтруистом не только по отношению к вам, но и к бездомным, сиротам и одиноким бабушкам. Все потому, что эгоизм — часть нашей природы. Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» убедительно доказывает, что эгоизм — черта, которая закрепилась в процессе эволюции для нашего выживания. Американские исследователи Рори Смед и Патрик Форбер подтвердили эту теорию математически. Они рассматривали три вида поведения: альтруистическая помощь, нанесение вреда и эгоизм.
Последний заключался в том, чтобы не тратить свои ресурсы на других, не оказывая помощи, но и не делая зла. При помощи теории игр они доказали, что в любой из двух ситуаций — помочь или пройти мимо, нанести вред или пройти мимо — эгоистический сценарий выигрывает. Но все несколько усложнилось, когда ученые приняли в расчет способность индивидов узнавать друг друга и разделять на «свой-чужой».
В этой модели мира самой устойчивой является такая стратегия: помогать своим, вредить врагам и быть эгоистом по отношению ко всем остальным. Такое поведение очень характерно, например, для мафиози, которые отчаянно воюют с вражескими группировками, но готовы отдать жизнь ради членов своего клана. Так что если ваш близкий ведет себя по отношению к вам, как полный эгоист, задумайтесь — а считает ли он вас «своим»?
Что же все-таки можно изменить?
Тот же Ричард Докинз заканчивает свою книгу таким выводом: альтруизм — не свойственное человеку качество, не стоит ожидать его проявлений просто так, из природной любви ко всему живому. Альтруизму нужно учить детей с самого рождения — это та черта, которая формируется культурой, а не биологией.
Некоторые особенности характера и поведения можно скорректировать медикаментами. Там, где мозг не может сам управлять определенными импульсами и состояниями (депрессия, тревожность, агрессия), помогут таблетки — успокоительные и антидепрессанты. Врачи и психотерапевты помогут людям с врожденными психическими проблемами взять свое поведение под контроль.
А многие наши социальные черты — верность, честность, доброта, — независимо от того, что твердит нам биология, являются продуктом нашего выбора. На то мы и Homo sapiens, человек разумный, чтобы не поддаваться первобытным инстинктам. Поступать «хорошо» против своей природы может потребовать глобальной моральной работы, именно поэтому нельзя изменить человека против его желания — у самого человека должна быть огромная мотивация измениться.
Да, изменить можно далеко не все. Некоторые качества характера и свойства интеллекта заложены в нас с рождения. Но в наших силах распознать свой потенциал, выжать максимум из того, что нам дали гены, и научиться контролировать недостатки своего поведения.