Образ жизни,

Как вам угрожает электросамокат: мнение медиков

Популярность этого нового вида транспорта подхлестнула и число травм.
unsplash.com/CC 0

В городах настоящий бум — тысячи людей встали на электросамокаты, собственные и прокатные. Сегодня, когда арендовать такую технику проще простого, вполне закономерно встает вопрос: как увеличится количество травм стопы и голеностопа (и не только), ведь от падений никто не застрахован?

В нашей стране статистика пока не собирается, а вот иностранные исследователи анализируют характер травм пациентов, поступающих в больницы и травмпункты, и проводят оценку их тяжести. О результатах исследований и связи увеличения количества любителей электросамокатов и роста травм — в нашем материале.

Как скорость электросамоката влияет на травму

Первое исследование, о котором хочется рассказать, — работа клиницистов Вестминстерской больницы Лондона. В течение одного месяца были собраны и проанализированы данные пациентов, попавших в три лондонские больницы из-за травм стопы и лодыжки. Все травмы были связаны с использованием электросамоката, в отчетах обязательно указывались демографические данные (возраст, пол), механизм и обстоятельства получения травмы, описывался ход лечения, делались отметки о его продолжительности и случаях смертности.

Приводятся следующие цифры: всего было выявлено 20 пациентов с травмами выделенной этиологии. Из всех зафиксированных травм 85% приходилось только на травмы стоп и голени. Общее число переломов — 27, у четверых пациентов наблюдались открытые переломы (20%), 9 человек нуждались в хирургическом лечении (это 45% популяции).

При анализе взаимосвязи скорости передвижения и последовавших травм оказалось, что те, кто двигался со скоростью 25 км/ч и выше, значительно чаще нуждались в серьезном оперативном лечении — 70% по сравнению с 20% от количества пациентов, ездивших с умеренной скоростью. Вероятность открытого перелома также была гораздо выше именно у «гонщиков».

Если экстраполировать эти данные, становится понятен вывод: использование электроскутера может привести к серьезным травмам стопы и лодыжки, поэтому необходимо реализовывать надежные правила и законы, ограничивающие максимальную скорость и требующие ношения защитной одежды.

И это данные, полученные в городе, где основной чертой характера людей считается приверженность к строгому соблюдению самых разнообразных правил.

Основные типы травм на электросамокатах

Поняв, насколько непростой оказалась тема, другая группа ученых этой же больницы год спустя провела еще более развернутое исследование. Была проведена оценка типов травм, связанных с использованием электросамокатов, и степени их тяжести. В ретроспективном анализе рассматривались данные 83 пациентов, собранные за период в 6 месяцев: всего было выявлено 105 ортопедических повреждений.

Средний возраст пациентов составил 32 года, 83% из них были мужчинами.

Семьдесят девять (95,2%) пациентов управляли электросамокатами, четверо были пострадавшими пешеходами. Отмечено 93 перелома (88,6% от общего числа повреждений), в том числе 12 (12,9%) открытых. Из них 52 (56,0%) — переломы верхней конечности, 39 (41,9%) — нижней конечности и 2 (2,1%) перелома позвоночника и ребер. 25 пациентам потребовалась операция, 29 — госпитализация. При этом отмечается, что защитный шлем использовался лишь в 34% несчастных случаев.

Как видим, с ростом популярности электросамокатов частота травм увеличивается в геометрической прогрессии, страдают не только водители, но и другие участники движения — пешеходы и велосипедисты. При этом только треть пользователей применяют шлемы.

Гарпунам тут не место: 15 предметов, попавших в тела людей, — в нашей галерее:

Что говорит статистика о тяжести травм

Данные медицинской литературы подтверждают, что голова, верхние и нижние конечности особенно уязвимы при падении или столкновении с электросамокатом, в то время как травмы грудной клетки и живота встречаются реже. Что касается тяжести травм, как правило, большинство зарегистрированных были легкими. При этом травмы, полученные при езде на электросамокате, гораздо серьезнее, чем, например, травмы скейтбордистов, что связано с относительно высокой скоростью движения. 

Также отмечается, что падения были основной причиной травм у водителей электроскутеров, и это объясняет, почему превалируют повреждения верхних и нижних конечностей. Падая, мы рефлекторно пытаемся смягчить удар и выставляем вытянутую руку, а попав в опасную ситуацию, пытаемся сойти с самоката, не учитывая его небольшую высоту.

Самые тяжелые травмы, как отмечается в ряде исследований, это травмы головы. Частота их относительно низкая, но высокоэнергетические черепно-мозговые травмы, требующие хирургического лечения, безусловно, выходят за рамки незначительных происшествий и иногда приводят к смертельному исходу.

Безопасность прежде всего

Несколько советов для любителей мобильного транспорта, которые помогут снизить риск травм:

  • для передвижения используйте велодорожки, при пересечении проезжей части обязательно спешивайтесь, соблюдайте скоростной режим, не разгоняйтесь свыше 25 км/ч — вы участник дорожного движения, выполняйте предписанные ПДД.
  • будьте внимательны: держите дистанцию, будьте максимально предсказуемы для окружающих, особенно для пешеходов (ваше внезапное появление может напугать человека и заставить, например, резко отпрыгнуть и упасть), не стоит использовать наушники — вы просто не услышите предупреждающий автомобильный сигнал.
  • не пренебрегайте специальной экипировкой: перчатки, шлем, налокотники и наколенники. Напоминаю, самые тяжелые травмы из полученных при езде на электросамокатах — черепно-мозговые, и в этом случае мы имеем «отягчающее» обстоятельство — состояние наших дорог: не заметил ямку — получил перелом.

Статистика говорит, что популярность мобильных электросамокатов растет год от года, и врачи прогнозируют резкий рост травм и обращений в отделения неотложной помощи.

Мои коллеги по Ассоциации «Лига подиатрии» — травматологи-ортопеды, реабилитологи, ревматологи, неврологи, мануальные терапевты — обеспокоены ситуацией и призывают быть осторожными, соблюдать требования безопасности и правил дорожного движения. Попадая в аварию, мы теряем контроль на секунду, а последствия порой тяжелые и лечение занимает много времени. Да, к счастью, в большинстве случаев последствия травм лечатся консервативно, но восстановление — это всегда длительный и сложный период.

Читайте также:

Город или деревня: где лучше жить?

Как вас убивает родной город

Травма головы грозит деменцией

Смотрите наши видео:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.