Образ жизни,

Как выбрать психотерапевта?

Распознаем грамотного специалиста.

Россияне не очень доверяют психологам: они, мол, бесполезны, проблемы надо решать самостоятельно, а лучшая психотерапия — это алкоголь. На самом деле нет: грамотный специалист поможет разобраться в себе, изменить жизнь. Главное — понять, что вы в хороших руках. Итак, что обязательно делает хороший психотерапевт?

Рассказывает о своей работе

Не стесняйтесь попросить психотерапевта показать свой диплом, а также рассказать о профессиональном стаже и принадлежности к профессиональному сообществу, показать научные публикации. «У хорошего специалиста кроме базового психологического образования есть сертификат любой школы глубинной психотерапии, поскольку психолог, имеющий только диплом ВУЗа, увы, работать не обучен, — рассказывает врач-психиатр, психотерапевт Елена Малахова. — Двухнедельные курсы не в счет — обычно обучение психотерапии продолжается 3–5 лет». Например, базовый курс в методе «Гештальт-терапия» длится в соответствии с американскими или европейскими стандартами около 4 лет.

Полезно также узнать, сколько часов личной терапии прошел сам психолог. Обычно без прохождения минимального курса личной терапии (например, в гештальт-подходе это 240 часов) сертификат, разрешающий работать, вообще не выдают — ведь в этом случае вместо помощи психолог будет решать свои проблемы за ваш счет.

У опытного психотерапевта обычно есть свой сайт или публикации на психологических порталах, так что вы можете заранее почитать, составить мнение о нем, о его квалификации. Это способ познакомиться с его взглядами и сделать выводы.

Лучшая рекомендация — если ваш знакомый, которому вы доверяете, пользовался услугами этого специалиста и получил хороший результат. «Обратите внимание: у каждого психотерапевта есть конкретная область профессиональных интересов — то есть не стоит ждать от коуча разрешения ваших проблем в сфере здоровья», — советует Елена Малахова.

Заключает терапевтический контракт

Третий пункт «Этического кодекса психотерапевта» гласит:

Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях.

Уважающий себя специалист перед началом работы всегда заключает с клиентом устный или письменный контракт, обсуждает цель работы — насколько реалистичны ожидания клиента, сможет ли специалист быть полезен, и сколько времени понадобится на достижение заявленного результата. Вы наверняка имеете дело с шарлатаном, если он обещает волшебный эффект: «Вы станете богатой уже за 2 дня», «Благодаря нам вы найдете мужа» — да еще и знает, какие кому нужны результаты.

Время и длительность встречи должны точно соблюдаться терапевтом. На первой встрече оговариваются возможности переносов и отмены сессий обоими участниками, правила окончания терапии, стоимость консультации, а также возможности изменения цены и оплата пропуска. Бартер неприемлем, потому что тогда невозможно понять, кто кому и сколько должен. Место работы оговаривается заранее и остается неизменным на протяжении всего процесса терапии, при этом прием в кафе или у клиента дома нежелателен.

Недопустимо насильное удерживание клиента, например, запугивание: «Если вы сейчас прервете нашу работу, ваше состояние ухудшится, а обратно я вас уже не приму» или игра на чувстве вины: «Вы совсем не цените нашу работу, если хотите уйти».

«Обратите внимание, может ли психолог простым языком объяснить, что будет происходить на встрече и как именно он будет вам помогать», — рекомендует Ольга Сковычева, семейный психолог, тренер центра «Перекресток», преподаватель МГППУ.

Прозрачный и ясный контракт на работу — признак профессионализма: никакого «волшебства» — только структура и внятный план действий.

Разбирается в вашей проблеме

Второй принцип Этического кодекса гласит:

Психолог должен признавать границы своей компетентности и своего опыта.

В психотерапевтической практике консультанты часто сталкиваются с ситуацией, когда жалобы клиента располагаются на границе их компетенций, а некоторые трудности не могут быть решены без медикаментозной поддержки. Это, например, затяжная депрессия, идеи преследования, «голоса» или, наоборот, пустота в голове, обрывочное мышление, тики, алкогольная и наркотическая зависимость, стойкие нарушения сна или аппетита, суицидальные мысли, тяжелые фобии и некоторые другие симптомы. Они требуют обязательного обращения к врачу-психиатру.

Стоит насторожиться, если психолог берется лечить эти симптомы в одиночку или же обесценивает рекомендации врача: «Сами справимся. Зачем вам „подсаживаться“ на лекарства»? В этом случае велик шанс, что вас обманут. При депрессии, например, если хорошо подобрано лечение, улучшение может наступить после одного сеанса психотерапии и двух недель приема препаратов, которые назначит психиатр. Психолог же может «тянуть» с вас деньги годами без видимых улучшений, мол, «тяжелый случай, нужно больше работать».

Не нарушает границ

«С психологом я познакомилась на работе, на тренинге. Она рекламировала свои частные услуги, я заинтересовалась ее подходом, а заодно и ее личностью. После того, как официальное обучение закончилось, я пошла учиться к ней в группу, позже написала ей в соцсети как психотерапевту, задала вопросы, которые меня беспокоили. Она ответила, мы стали разговаривать, и вскоре я рассказала о своих чувствах к ней — уважении, любви. Четыре месяца мы общались каждый день, а потом она сообщила мне, что я не могу продолжать обучение в ее группе, заблокировала мой аккаунт в соцсети и полностью прервала контакты. Я восприняла это как предательство и обман. Только сейчас, спустя год после разрыва, я могу более или менее спокойно это обсуждать, но тема все еще очень тяжела для меня», — рассказывает 36-летняя женщина.

«Налицо нарушение 4-го пункта "Этического кодекса психотерапевта": „Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами“», — объясняет  Елена Малахова. — По правилам профессии, психотерапевт не оказывает и не принимает от клиента услуг, подарков — это всегда наносит вред клиенту». Если эти условия не соблюдаются, эффективность психотерапии снижается или вообще сходит на нет. Даже если сам клиент стремится сблизиться, можно говорить о злоупотреблении доверием со стороны психотерапевта.

Кроме морально-этических границ, существуют границы тела клиента (приблизительно 50 см от тела человека) — это пространство неприкосновенно, если только терапевт не практикует телесные методы работы или проводит эксперимент с осознанного согласия клиента.

Не навязывает свое мнение

Психотерапия может быть краткосрочная или долгосрочная, и нельзя сказать, что если человек долго ходит на консультации, то психолог — шарлатан.  Но все же при долгосрочной терапии такое развитие событий возможно. Если вы ходите к терапевту месяцами, а качественных изменений нет — это повод задуматься.

Непрофессионально, если психотерапевт на приеме предлагает: «А почему бы вам не сделать так-то...».

Настоящий специалист никогда не будет давать советов, принуждать сделать тот или иной выбор, заставлять вас во что-то верить, стыдить, критиковать, навязывать жизненные ценности со ссылкой на собственный опыт.

«Также настороженно стоит относиться к любого рода тестам. Это попытка зафиксировать процесс, создать объективную картину того, что является субъективным, по сути, повесить ярлык», — рассказывает психолог Ольга Сковычева.

В любом случае, не стесняйтесь менять специалиста, если он вам не нравится. Дискомфорт не лечит.

Читайте также о том, как понять, что вам советуют плохого психолога.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.