Образ жизни,

Как и чем лечили боль в древности

Электрошок, наркотики, трепанация и принесенные в жертву кроты.

Сырое мясо, мед и жир

Медицина Древнего Египта была на довольно высоком уровне. Подтверждение этому — папирус Эдвина Смита — один из первых в истории учебников по травматологии. В нем описано 48 «клинических случаев», в которых автор объясняет, как лечить травмы головы, шеи, туловища, рук. Видимо, далее описывались травмы живота, таза и ног, но эти части утеряны.

Первым автором папируса Смита иногда называют Имхотепа — знаменитого древнеегипетского врача и архитектора, построившего пирамиду Джосера. Затем его последователи в течение тысячи лет дополняли и дописывали труд.

Древние авторы папируса Смита не предлагают конкретных способов борьбы с болью. В большинстве наставлений рекомендуется для остановки кровотечения прикладывать к ране свежее мясо, а для профилактики инфекции — мед и жир. Древнеегипетские врачи делили травмы на три категории, в зависимости от прогноза: «Я вылечу это», «Я буду с этим бороться» и «Это неизлечимо». Интересно, что про некоторые тяжелые повреждения, например, проникающую до пищевода рану горла, врач говорил: «Я буду с этим бороться».

Фрагмент папируса Смита | Источник: Edwin Smith Papyrus, Recto Column 7 (left) and Column 6 (right), containing Cases 12-20.

Божественный авторитет и плацебо

Истоки плацеботерапии — лечения самовнушением — видимо, также стоит искать в древнеегипетской медицине. В стране папируса и пирамид в качестве лекарств использовали самые разные вещества, начиная с трав и минералов, и заканчивая пометом животных.

Если автор рецепта хотел убедить читателя в эффективности своего средства, он упоминал, что лекарство придумал один из богов для себя или для другого бога. Естественно, «божественные» препараты «работали» намного лучше.

Например, в одном из папирусов можно встретить описание средства от головной боли, которое приготовил бог Ра: «Шестое средство, чтобы устранить боль в его голове: плоды кориандра −1; плоды растения „хасит“ −1; или −1; плоды растения „шамес“ −1; ...мед- 1; сделать единой массой; смешать с медом; наложить на голову в качестве повязки. Больному сразу станет лучше».

 «Маковое молоко»

Первым настоящим обезболивающим, хотя и с серьезными побочными эффектами, стал опиум, добываемый из мака. Начали использовать его все в том же Древнем Египте. Есть данные, что мак активно культивировали во времена фараонов Эхнатона и Тутанхамона. Опиум применяли как обезболивающее и успокоительное, как глазные капели и мази, чтобы успокаивать плачущих детей. Позже опыт египетских коллег переняли греческие врачи.

Интересно, что в античных текстах не найдено ни одного упоминания, что мак вызывал зависимость.

Южноамериканский «родственник» опиума

В то время как древние египтяне и греки боролись с болью опиумом, индейцы Южной Америки применяли с той же целью кактусы пейот, содержащие психоактивное вещество мескалин. Этот «божественный посланник» помогал не только погостить в течение 10-12 часов в мире духов, но и справиться с болью в грудной клетке, с зубной болью, с болями во время родов, при ревматизме.

Анализ археологических находок показывает, что пейот нашел применение в духовных и медицинских практиках примерно пять с половиной тысяч лет назад.

Римский электрошок

Древние умели бороться с болью не только лекарствами. Использовали и некоторые методы физиотерапии, правда, весьма специфические. Если пациент жаловался на головную боль, врач мог положить на его голову электрического угря (по другим данным — электрического сома). Живой электрод следовало держать до тех пор, пока не наступит онемение, и боль не пройдет.

Электроугретерапию, кроме римлян, практиковали африканские племена и древние арабы.

Depostphotos.com

Целительная сила массажа

В дополнение к лечебным травам, минералам и электротерапии, врачи древности могли предложить страдающему от болей массаж. Еще тысячелетия назад его применяли в Египте, Китае, Индии. Массаж помогал снять боль, расслабить мышцы и избавить от стресса. Есть данные, что египтяне практиковали и рефлексотерапию: врач нажимал на определенные точки на кистях и стопах, пытаясь справиться с неприятными симптомами.

Гиппократ считал, что «врач должен быть опытным во многих вещах, но, несомненно, в растирании». Разбирался в массажном искусстве и Гален, прославившийся как «врач гладиаторов». Благодаря трудам Галена, знания о массаже получили доктора средневековой Европы и Азии.

К высшим силам — с просьбой о помощи

С древнейших времен медицина была тесно переплетена с религией и магией. Еще в каменном веке болезнь представляли как некого злого духа, вселившегося в тело жертвы.

Древнеегипетские врачи изгоняли «демонов боли» по-разному. Например, лекарь мог вспомнить историю, некогда происходившую с тем или иным божеством. Нужно было подобрать миф, который максимально соответствовал «клиническому случаю», и обязательно рассказать о том, как бог победил злостный недуг.

Иногда обращались прямо к болезни и старались ее «напугать», например, обещая накормить экскрементами. Были и заклинания, мало чем отличавшиеся от современных заговоров. Текст строили в формате пожелания: «пусть боль от этого человека уйдет».

Изгнание болезней считалось занятием рискованным: ведь их могли вызывать не только демоны, но и божества, а им лучше не перечить.

Дырка в голове

В древности существовал весьма экстравагантный метод лечения головной боли, который, впрочем, некоторые самоучки-энтузиасты до сих пор продолжают практиковать на дому.

Примерно 9 000 лет назад некий гений «понял», что головная боль — происки злых духов, поселившихся в черепе. Достаточно сделать в голове дырку и выгнать через нее астральных недоброжелателей. Так человечество начало познавать искусство трепанации. Напомним, о наркозе тысячи лет назад никто не знал.

Черепа вскрывали врачи Древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима. Возможность полюбоваться экзекуцией нам любезно предоставляют изображения, сохранившиеся со времен Средневековья и Ренессанса. В настоящее время трепанация черепа имеет четкие показания, «бытовая» головная боль в этот список больше не входит.

Иероним Босх "Извлечение камня глупости"

Русские народные методы

Народная медицина предлагает много способов лечения боли. Встречаются среди них и весьма необычные, представляющие собой причудливое переплетение фитотерапии и мистических обрядов. Например, в своей книге «Сказания русского народа», изданной в 1885 году, этнограф-фольклорист Иван Сахаров описывает такой метод лечения зубной боли:

нужно убить указательным пальцем крота со словами: «Кротик ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю и им больные зубы излечаю». Затем следует приложить этот палец к больному зубу, произнести шепотом тот же заговор и полоскать утром и вечером чистым уксусом.

О том, как сделать ваше лето безопасным во всех отноношениях, читайте здесь

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
тарас булюхин
Да в древности по разному лечили.*********
СсылкаПожаловаться
Юрий Раткин
Боль это и есть зло, особенно хроническая боль! Везёт тем кто вообще её не чувствует. Такие люди есть, их мало правда. Счастье это отсуствие боли, здоровый нищий счастливее больного короля, так говорил Шопенгауер, и он прав на 100%!!!!!
СсылкаПожаловаться
Владимир
В ответ на комментарий от Юрий Раткин
Юрий Раткин
Боль это и есть зло, особенно хроническая боль! Везёт тем кто вообще её не чувствует. Такие люди есть, их мало правда. Счастье это отсуствие боли, здоровый нищий счастливее больного короля, так говорил Шопенгауер, и он прав на 100%!!!!!
СсылкаПожаловаться
Вот ты, амёба, даже не представляешь что несёшь. У тебя же есть интернет, ну посмотри ты в нем как живут люди без боли, если собственная голова не работает. Люди без боли даже бегать не могут без травм. Это инвалиды. Ты себе этого желаешь? Школота...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.