Общество и государство,

«Гонка вакцин»: свет в конце туннеля?

Есть надежда, что ученым все-таки удалось создать «серебряную пулю» для пандемии COVID-19.
Кадр из сериала «Интерны»

В ноябре 2020 года мир если и не вздохнул с облегчением, то, по крайней мере, смог перевести дух. Судя по всему, на важнейший вопрос — можно ли создать работающую вакцину от коронавирусной инфекции? — ответ будет «да».

Четыре «победителя»

К середине ноября сразу четыре участника так называемой «гонки вакцин» — коллаборация американской фармкомпании Pfizer и немецкого биотехнологического стартапа BioNTech, американская же биотехнологическая компания Moderna, британская фармкомпания AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом и российский Центр имени Гамалеи — поделились с общественностью предварительными результатами третьей фазы клинических испытаний своих препаратов. И эти результаты оказались даже более многообещающими, чем можно было ожидать:

как заявляют разработчики, эффективность вакцины Pfizer/BioNTec составляет 95%, у детища Moderna этот показатель достигает 94,5%, у российской вакцины «Спутник V» — превышает 95%, а у вакцины AstraZeneca — 70%.

Эти цифры означают, что соотношение числа заболевших COVID-19 среди тех участников испытаний, которые получили вакцину, и тех, кто получил плацебо, совсем не в пользу последних. Так, например, в случае вакцины Moderna, в вакцинированной группе заразились и заболели лишь пять человек, а в группе плацебо — 90 человек.

Pfizer уже подала в Управление по безопасности продуктов и лекарств (FDA) США заявку на регистрацию своей вакцины на территории страны по упрощенной схеме. В компании ожидают — несмотря на то, что полностью итоги третьей фазы испытаний пока не подведены, разрешение FDA будет получено уже в середине декабря, после чего начнется массовое производство вакцины. До конца 2020 года Pfizer рассчитывает успеть выпустить до 50 миллионов доз препарата.

Moderna также планирует в ближайшее время обратиться в FDA за получением разрешения на регистрацию своей вакцины по упрощенной схеме. AstraZeneca рассчитывает, что после того, как ее вакцина пройдет процедуру регистрации, будет произведено до трех миллиардов доз препарата. Что касается российской «Спутник V», то вакцинация так называемых «групп риска» уже начата, а производители и представители госструктур обещают, что и массовая вакцинация уже не за горами.

Судя по всему, в ближайшее время «финишную черту» условной «гонки» пересекут еще несколько производителей, поскольку над разработкой препаратов, способных остановить пандемию, сейчас вовсю трудятся в нескольких десятках научных центров всего мира.

Хотя со всеми вакцинами пока связано очень много неясностей и неопределенностей, уже сам факт их появления и доведения до третьей фазы клинических испытаний можно считать беспрецедентным научным достижением.

Ведь с того момента, как в январе 2020 года китайские ученые поделились со всем миром расшифрованным генетическим кодом нового коронавируса, прошло всего десять месяцев. Ранее на подобную работу уходили годы и годы.

Еще одним важнейшим научным прорывом можно считать то, что совершенно новая экспериментальная технология, сочетающая в себе методы генной инженерии и иммунотерапии, на которой основаны препараты производства Pfizer/BioNTec и Moderna, впервые была испытана на людях, и, судя по имеющейся информации, эти испытания прошли успешно, что поразило специалистов. Такие результаты, возможно, открывают новую эру не только в разработке вакцин, но в лечении неинфекционных заболеваний. 

Не только исследователи бросают все силы на борьбу с этой пандемией. Смотрите в нашей галерее 11 бизнес-примеров:

Как они работают?

AstraZeneca и Центр имени Гамалеи

Это аденовирусные вакцины, то есть для доставки генетического материала вируса SARS-CoV-2 в клетки используется сравнительно безвредный аденовирус — распространенный вирус, вызывающий обычную простуду. В вакцине «Спутник V» в качестве вектора (то есть, носителя) применяется человеческий аденовирус, а в вакцине AstraZeneca — генетически модифицированный аденовирус шимпанзе.

И в том, и другом случае вектор доставляет в клетки вакцинируемого человека фрагмент генома шиповидного или S-белка — того самого поверхностного белка вируса SARS-CoV-2, с помощью которого тот проникает в человеческие клетки.

В результате клетки начинают синтезировать этот вирусный белок, что приводит к появлению иммунного ответа — выработке антител и активации Т-клеток. 

Pfizer/BioNTec и Moderna

Эти вакцины преследуют ту же цель, что и другие подобные препараты — научить иммунную систему распознавать и атаковать вирус, пытающийся вторгнуться в клетки организма. Однако вместо того, чтобы использовать для запуска иммунного ответа сам выделенный вирусный белок (антиген) или воспользоваться помощью некоего вектора, в организм непосредственно вводят искусственно синтезированный фрагмент вирусного генома (так называемую матричную РНК, или мРНК), который программирует выработку нужного белка прямо в клетках. В данном случае речь также идет о S-белке.
Матричные РНК помещают в защитные оболочки — крошечные пузырьки из липидов (жиров), — что облегчает проникновение генетического материала в клетки, где, следуя инструкциям, заключенным в мРНК, начинается синтез S-белка, слегка генетически измененного для достижения более сильного иммунного ответа. Затем клетки представляют иммунной системе молекулы антигена, и та заранее готовится к встрече с чужеродным вирусным белком.

Как предполагают специалисты, у вакцин на основе мРНК существует много преимуществ по сравнению с традиционными вакцинами. Во-первых, их быстрее и проще разрабатывать, адаптировать к вирусным мутациям и производить. Во-вторых, такие вакцины, теоретически, должны провоцировать более адекватный иммунный ответ.

Дело в том, что инактивированные вирусы или вирусные частицы, на основе которых производят традиционные вакцины, не проникают в клетки, и поэтому возникают проблемы с представлением их иммунной системе.

Та все равно вырабатывает в ответ нейтрализующие вирусные частицы антитела, но вторая, очень важная часть антивирусного иммунного ответа, активация Т-клеток, может быть слабой. Кроме того, инактивированные вирусы быстро исчезают из организма, а благодаря мРНК-вакцине молекулы S-белка продолжают синтезироваться клетками в течение двух недель, стимулируя иммунную систему. 

Тот факт, что мРНК-вакцины действительно работают так, как было предсказано, может полностью перевернуть подход к разработке вакцин от вирусов, для которых до сих пор вакцины создать не удавалось. Речь идет, в частности, о вирусе Зика и цитомегаловирусе. Возможно также, что на основе мРНК-технологии удастся создать улучшенную версию вакцины от гриппа. У мРНК-вакцин, как считают специалисты, также есть большой потенциал в иммунотерапии рака, нейродегенеративных заболеваний, таких, как болезнь Паркинсона, и травм спинного мозга.

Читайте также:

Заветный укол? Производители новой вакцины от ковида говорят, что ее эффективность — 90%. Что это значит?

Гид по вакцинам: какие препараты от COVID-19 первыми вышли на финишную прямую, их особенности и шансы

Moderna: эффективность вакцины от COVID-19 достигает почти 95%

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.