
«О как!»
В соцсетях набирает популярность мем «окак»: ироничное написание восклицания «О как!» с маленькой буквы, с использованием песни южноафриканской группы Die Antwoord Baby's On Fire и изображения черного кота в капюшоне, по задумке блогеров, как нельзя лучше отражает эмоции, которые мы испытываем, когда кто-то делает неожиданное признание или совершает странный поступок.
Реакция «Окак» может быть уместна в самых разных ситуациях:
- при увольнении, когда руководство не пытается «оставить вас на работе»;
- когда партнер отправляет ровно ту сумму (до рубля!), которую у него попросили, а не округляет в большую сторону;
- когда сдал экзамен без подготовки и не получил критики от преподавателя;
- когда попросил повышения — и получил его после первой же просьбы.
Некоторым новый мем напоминает популярный брейнрот-контент — например, шутки об итальянских животных вроде Тралалело-Тралала или Лирили Ларила. Сходства «Окак» и итальянскому брейнроту добавляет использование зума или намеренное растягивание картинки, что придает мему абсурдности. Но реалистичность все-таки никто не отменял: главным в мемах «Окак» остается жизненность ситуаций, с которыми время от времени сталкивается каждый.
Почему мем «окак» стал вирусным
Ольга Коновалова, психолог, групповой и схема-терапевт, онлайн-школа «Психодемия»
Тренд «окак» — типичный пример самоиронии и юмора, который помогает обрабатывать фрустрирующие или абсурдные ситуации с позиции наблюдателя, при этом преуменьшая их значимость. Ведь то, что становится объектом шутки, сразу теряет свою грандиозность и становится «перевариваемым» для психики. Почему этот тренд работает именно так?
- Он позволяет выразить растерянность и бессилие перед нелепыми, обидными или парадоксальными ситуациями в безопасной и шуточной форме. Это снижает тревогу, позволяет дистанцироваться от неприятных эмоций и не застревать в переживаниях.
- Он нормализует беспомощность перед сложной ситуацией. В условиях, когда человек не может, по разным причинам, повлиять на происходящее (например, в отношениях, на работе, в обществе), такие видео дают чувство, что это человек не один — и все мы иногда «окак». Это снижает ощущение одиночества и стыда от того, что человек «не вывозит» какую-то ситуацию.
- Он имеет предсказуемую структуру. Понятно, что все закончится визуальной разрядкой. Это напоминает механизм психической переработки стресса через ритуалы или повторяющиеся действия.
Подобные по содержанию тренды появляются постоянно. Мы регулярно сталкиваемся с необходимостью как-то справляться с ощущением беспомощности, страха, злости и стыда. Поэтому всегда существует запрос на новые формы в медиа и культуре, которые помогали бы эти сложные переживания переработать. Например, схожий по содержанию тренд «Это фиаско, братан» — реакция на провал без серьезности, через иронию. «This is fine» (мем с собакой в горящем доме) — классика реакции на хаос с натянутым спокойствием.
Причина популярности таких шуток и мемов в том, что коллективная тревога нуждается в отдушине. В периоды нестабильности или социальной перегрузки (в работе, отношениях, мире в целом) появляются тренды, где люди могут безопасно «слить» накопившуюся эмоцию, а ирония и абсурд становятся универсальным языком для выражения беспомощности.
Повторяемость создает ощущение контроля. Повторение похожих трендов — способ дать предсказуемость в непредсказуемом мире. Мы интуитивно тянемся к форматам, которые уже работали. Это объясняет цикличность мемов: когда социальные и эмоциональные контексты повторяются, появляются их «мемные аналоги».
Мем «окак» в частности и подобные тренды в принципе — не просто спрос на развлекательный контент, а отражение психических процессов, происходящих в определенных социальных группах. Такого рода юмор помогают принять собственную уязвимость и пережить свою растерянность перед каким-то жизненным контекстом через разделение своего опыта с другими людьми. Через такие формы нам как будто бы говорят: «Со мной такое тоже было, и это ок». И в этом уже можно найти опору.