Один из врачей, обвиненных в мошенничестве с использованием служебного положения, опубликовал открытое письмо, в котором подробно изложил суть конфликта. По мнению Максима Кудыкина, уголовное преследование является результатом несовершенства отечественного законодательства в сфере здравоохранения: стремление к стандартизации и экономии бюджетных средств лишает пациентов права на альтернативу, если речь идет об оказании помощи по полису ОМС.
«Медицинская наука в своем развитии ушла далеко в будущее, а нормативная база, на основе которой существует российская медицина, отстает от нее на 10—15 лет, — пишет Максим Кудыкин. — Именно отсюда — полное отсутствие или недостаточность финансирования государством операций с применением методик, технологий и расходных материалов, которые уже давно повсеместно применяются в мировой практике. Именно эта коллизия и стала причиной уголовного преследования меня и моего коллеги».
Максим Кудыкин рассказывает, что практически ежедневно сталкивался с пациентами с атеросклерозом нижних конечностей (I70.2 по МКБ-10), которым грозила ампутация. Чтобы предотвратить это, требовались особые инструменты и расходные материалы, не предусмотренные в программе государственных гарантий. Именно их приобретение и оплачивали некоторые больные, которым была показана эндоваскулярная помощь. Было выполнено несколько сотен вмешательств. Но одному из пациентов данный метод не позволил избежать ампутации, хотя и отсрочил ее на год.
Негодуя по поводу такого исхода лечения, мужчина направил к Максиму Кудыкину своего представителя с требованием заплатить 3,5 млн руб. в качестве компенсации морального вреда; в противном случае он грозился обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Когда попытка шантажа провалилась, он исполнил свою угрозу. Именно его показания легли в основу уголовного дела.
«Среди наших операций были и феерические успехи и досадные, разочаровывающие неудачи, но мы не прибегали к бесплатной гарантии государства на ампутацию ног — мы пытались всеми силами сохранить человеку конечность, — резюмирует доктор. — Я глубоко убежден и верю, что абсурд развеется, разум победит глупость, а воинствующее невежество будет отвержено».
Пациент Константин Шилкин, который подал в суд на Максима Кудыкина, освещает судебный процесс на своей странице в «Фейсбуке». Восьмого ноября он написал, что у него «остался ужасный осадок» от работы правоохранительных органов.
На заседании суда, которое прошло на днях, коллегу Кудыкина Андрея Васягина решено было перевести под домашний арест.
Позже стало известно, что Максима Кудыкина также отправили под домашний арест.