Психологи подтвердили пословицу «утро вечера мудренее» научными методами

Эксперимент показал, когда мы эффективнее оцениваем ситуацию, а когда рискуем ошибиться с выбором.
Задумчивость
Источник: https://ru.freepik.com

Исследователи из Дьюкского университета в Дареме (США) показали, что важные решения лучше принимать после того, как вы получили информацию к размышлению и хорошенько выспались. То есть «переспать с этой мыслью», как иногда говорят по-русски, или последовать совету из фразеологизма «утро вечера мудренее». Результаты исследования описаны в издании Journal of Experimental Psychology: General.

Предыдущие научные работы психологов показывали, что людям тяжело отказываться от своих первых, зачастую поспешных суждений, даже если появляются доказательства обратного. Новая работа демонстрирует, что есть простой и очень старый способ «не судить о книге по обложке».

Распродажа с подвохом

Команда провела эксперимент с гаражной распродажей: участникам показали виртуальные коробки с ненужными предметами, которые можно продать. Большинство из них, например цветок в горшке или старый будильник, принесли бы небольшую выручку. Но были и такие, как красивый светильник или почти новая плюшевая игрушка, которые стоили бы дороже.

Волонтеры были заинтересованы выбрать коробки с самым ценным содержимым, потому что в итоге получали реальные деньги, эквивалентные стоимости предметов. Участники не знали о подвохе: общая стоимость 20 товаров в каждой коробке была одинаковой, однако разложены они были по-разному.

В одних коробках сверху лежали все дорогие вещи, производя благоприятное первое впечатление. В других самое ценное было спрятано вниз, в середину либо перемешано с дешевым. В одной части эксперимента участников просили выбрать коробку сразу, а в другой — все внимательно посмотреть и решить только на следующий день.

Что показал эксперимент

Результаты выявили четкую закономерность. В первом случае люди практически не могли сравнивать рационально: большинство запоминали коробки не по всему содержимому, а только по тем предметам, которые увидели первыми.

Этот феномен психологи называют предвзятостью первенства. «Участники не только неизменно выбирали боксы, которые “начинались лучше” остальных, но и были склонны переоценивать их стоимость, полагая, что они стоят на 10% больше, чем на самом деле». Элли Синклер Во втором случае — рассмотрев коробки и выспавшись с этой информацией — участники значительно реже попадали в ловушку первого впечатления.

В итоге на утро они сделали более рациональный выбор: волонтеры одинаково трезво оценивали предметы, лежавшие сверху, в середине и в самом низу.

Когда важно думать быстро

Авторы резюмируют, что умение принимать решения быстро тоже нам полезно, чтобы делать выбор прежде, чем мы потратим слишком много времени и усилий. Например, если в данный момент мы листаем книгу и решаем, покупать ли ее. Или смотрим начало фильма, чтобы понять, стоит ли продолжать. Однако при выборе работы, знакомствах и в других серьезных ситуациях — стоит исключить фактор первых впечатлений.

Для этого нужно «переспать с этими мыслями» прежде, чем принимать решение. По словам исследователей, они были в восторге, явно увидев в эксперименте, как наш мозг обобщает весь полезный опыт. «Наш мозг связывает все воедино в памяти, чтобы помочь нам сделать лучший выбор, — и этот изящный трюк происходит за одну ночь»/

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.