Результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории по изучению сна Торонтского университета (Канада), опубликованы в журнале American Journal of Otolaryngology.
Согласно принятым представлениям, храп приводит к плохому качеству сна, чувству усталости и сонливости на следующий день, однако новые данные, полученные Хишамом Альшаэром (Hisham Alshaer) и его коллегами, свидетельствуют о том, что это — всего лишь миф.
Как объяснили авторы, при проведении множества предыдущих исследований на эту тему не делали различий между просто храпящими людьми, и теми, кто страдает от обструктивного сонного апноэ, тяжелого расстройства сна, при котором храп — всего лишь один из симптомов.
Сонное апноэ характеризуется периодами временной остановки дыхания во сне из-за сужения дыхательных путей.
Для участия в исследовании Альшаэр и его коллеги отобрали группу из 235 мужчин и женщин. Ученые определили, насколько часто каждый из этих людей храпит во сне, а также исключили из группы тех, кто страдал от сонного апноэ и других расстройств сна.
В итоге осталось 74 человека. Их разделили на три подгруппы в зависимости от количества храпящих звуков, которые те издают в течение часа. В первую подгруппу вошли те, кто совершал менее ста всхрапываний в час, во вторую — 100–350 всхрапываний в час, а в третью — более 350 всхрапываний в час. Качество и количество ночного сна участников оценивалось с помощью метода полисомнографии, который позволяет наблюдать за колебаниями электрической активности мозга, частотой сердцебиения и движениями глазных яблок во сне.
Кроме того, участников опрашивали по поводу сонливости в течение дня — им нужно было оценить вероятность того, что они заснут в различных ситуациях, по шкале от нуля до 24. Менее десяти набранных баллов по этой шкале говорили о повышенной дневной сонливости.
В итоге исследователи пришли к выводу, что между ночным храпом и продолжительностью сна, частотой просыпаний за ночь и чувством усталости на следующий день нет никакой связи. Качество и количество сна у тех участников, которые ночью храпели больше других, ничем не отличались от таких же показателей у людей, которые храпели меньше. То же самое можно было сказать и об уровне дневной сонливости.