В 2015 году американке Кэйт Боулер казалось, что ее жизнь только начинается. Ей было 35 лет, она была замужем за любовью всей своей жизни, у нее был маленький сын и работа мечты. Кэйт — специалист по истории христианства, и автор книги Blessed, посвященной истокам очень распространенного наивного представления о том, что с хорошими людьми не может произойти ничего плохого.
Но однажды ей позвонили из офиса ее лечащего врача, и сообщили, что причиной сильных болей в животе, по поводу которых она недавно обращалась, является четвертая стадия рака кишечника. И ей очень повезет, если она проживет еще год.Многие люди, узнав о таком диагнозе, начинают срочно приводить в порядок свои дела, и стараться провести остаток своих дней, в промежутках между курсами лечения, с семьей. Боулер тоже пошла по этому пути, но этим не ограничилась.
Кэйт запустила подкаст Everything Happens (Бывает всякое), в котором она говорит с людьми о том, что они поняли, что осознали, чему научились, переживая черную полосу своей жизни.
А еще Кэйт написала новую книгу, посвященную тому, как люди воспринимают страдания и говорят о них.
Идея, что страдания всегда вознаграждаются, очень глубоко укоренена в христианском сознании, говорит Боулер. И долгие годы она сама была внутренне глубоко убеждена, что если ты хороший человек, ты не делаешь ничего плохого, отдаешь всего себя работе, то неизбежно пожнешь соответствующие плоды. Кэйт, по ее словам, часто работала по выходным, по праздникам, на каникулах, даже брала ноутбук с собой на пляж, чтобы закончить статью, книгу или проект.
«Моя жизнь была прямой линией — все, что я хотела, это получить ученую степень, постоянную преподавательскую работу в университете, быть уважаемой моими коллегами, и вообще делать все те прекрасные вещи, которые люди обычно делают, когда отпущенный им срок кажется бесконечным», — говорит Боулер.
Но ее личное подсознательное убеждение, что ничто не случается просто так, все происходит по каким-то причинам, немедленно улетучилось, как только она узнала о своем диагнозе. «В христианской культуре беспричинные, незаслуженные страдания — вещь невозможная, поэтому люди пытаются найти эту причину, как-то объяснить себе, почему все это с ними произошло», — говорит Кэйт, которой пришлось пересмотреть свои взгляды на мир.
Сейчас Боулер, вопреки неутешительным прогнозам, находится в ремиссии, каждые полгода проходя обследования, чтобы не пропустить рецидив рака, и продолжает терапию.
Кэйт ценит каждый день, который она может провести с любимыми людьми.
За это время она поняла, какие основные ошибки совершают люди, пытаясь говорить с теми, кто испытывает сильные страдания. Вот какие рекомендации она дает:
1. Боль, испытываемая каждым отдельным человеком, совершенно уникальна, поэтому не пытайтесь ее почувствовать, не старайтесь как-то присоединиться к той одинокой борьбе, которую ведет страдающий человек. Не имеет смысла упоминать свою больную раком тетю или друга, который тоже пережил тяжелую и внешне похожую, но на самом деле совершенно другую ситуацию.
2. Люди часто по привычке говорят другим, что лучшее — впереди. Но продвигать эту идею перед лицом того, у кого с большой степенью вероятности лучшие дни остались в прошлом, по меньшей мере жестоко.
3. Не стоит, даже с самыми лучшими намерениями, гуглить симптомы или предлагать какие-то варианты лечения, если человек вас об этом не просит. Скорее всего, он сам уже все знает.
4. И, наконец, не надо намекать или впрямую говорить страдающему человеку, что все, что с ним произошло — божья воля, часть некоего плана высших сил, и так далее. А также заявлять, что нынешние страдания — прямое последствие неправильных выборов и решений, которые человек сделал в прошлом. Жестокость жизни в том, что жертвы — случайны, и это просто невезение, не более того.
Самое важное, говорит Боулер, — вне зависимости от ваших религиозных убеждений, если они у вас вообще есть, просто быть рядом с человеком, который испытывает страдания. По словам Кэйт, некоторые друзья, узнав о диагнозе, просто тихо исчезли из ее жизни, потому что не знали, как себя вести, что делать с этой трагедией. Когда Кэйт было хуже всего, самым полезными, самыми конструктивными, самыми ценными в этот момент оказывались люди, которые «просто молча были рядом, ни о чем не спрашивали, ничего не предлагали, просто сидели и, фигурально выражаясь, вязали рядом с твоей кроватью», говорит она.
По материалам журнала The Atlantic
Читайте также: