Иногда человек догадывается, что с ним что-то не так, но за помощью не обращается — не понимая, какой врач поможет, и что можно сделать. Но когда болезнь запущена (а так бывает часто), пациент считает, что лечиться бессмысленно («это сильнее меня»).
Посмотрите также нашу галерею звезд с нездоровой психикой.
Пикацизм: шпагоглотатели среди нас
Болезнь Пика (от лат. pica – сорока) еще называют извращенным аппетитом: человеку с таким расстройством непреодолимо хочется есть что-то совсем или почти не съедобное. Часто ей страдают люди с нехваткой каких-либо веществ: желание есть сырое тесто или фарш часто сопровождает железодефицитную анемию, а мел и известку — беременность. Пикацизм может встречаться и при психических и неврологических расстройствах: шизофрении и синдроме Клейне – Левина, депрессиях, нервных анорексиях, посттравматических состояниях, а также у людей с аутизмом.
В 2011 году в США трехлетняя девочка съела лампочку, а в числе ее любимых «лакомств» были камни, железки и палки. В 2017 году французские врачи описали редкий случай: они прооперировали мужчину с психическим расстройством, который за несколько лет съел около 100 металлических предметов: ножей, проволоки, монет, игл, наконечников инструментов, шурупов и т.п. Рвота кровью — самое легкое последствие такого «аппетита», а на операционный стол мужчина попал, когда одна из железок порвала ему стенку желудка. Похожий случай произошел в Индии: пациент обратился в больницу с болью в животе и был экстренно прооперирован. Результат — минус 6 кг металлических предметов.
Среди множества видов пикацизма некоторые опасны для жизни: люди едят острые предметы (акуфагия) и стекло (гиалофагия). Это приводит к внутренним кровотечениям и кишечной непроходимости.
Есть еще один вид пикацизма, который по сравнению с поеданием металлов кажется невинным, но на самом деле он очень опасен. В 2016 году в США чуть не погибла молодая женщина, из желудка и кишечника которой достали несколько комьев волос (трихобезоаров), один из которых был размером 10 на 15 см. Похожий случай произошел не так давно в Кемерове: там прооперировали девочку, из кишечника которой извлекли образование из волос длиной 50 см.
Трихофагия, или синдром Рапунцель
Непреодолимое желание есть волосы может быть как следствием невроза, так и симптомом шизофрении. Чаще всего едят собственные волосы: страсть к их вырыванию называется трихотилломанией. О болезненных наклонностях могут говорить неестественно короткие волоски по линии роста волос на голове, «прореженные» брови, залысины на голове и в интимных местах.
Трихофагия опасна тем, что волосы не перевариваются и в ЖКТ сбиваются в ком. Человек испытывает боли, проблемы с пищеварением и дефекацией, теряет вес. Однажды эта «бомба замедленного действия» может «взорваться» в результате кишечной непроходимости: начинаются сильнейшие рези в животе, вплоть до потери сознания, и тогда необходима операция. Жизнь пациента в этом случае зависит от того, как быстро приедет скорая, и смогут ли правильно поставить диагноз.
При любых извращенных отклонениях аппетита, даже если они кажутся невинными и незначительными, необходимо обратиться к терапевту и к психиатру. Терапевт назначит обследование и поможет скорректировать рацион, чтобы организм получал недостающие вещества из пищи, а психиатр — понять психические причины происходящего и подобрать лечение.
Синдром Мюнхгаузена: ох уж эти сказочники
В Италии с острыми болями был госпитализирован тринадцатилетний мальчик, которому ранее делали операцию по поводу почечных колик. Его мучали рецидивирующие боли, но лабораторное и радиологическое обследование не выявило почечной патологии: подросток симулировал, и так убедительно, что заставил крутиться вокруг себя весь госпиталь. После консультации психиатра мальчику поставили диагноз: синдром Мюнхгаузена.
При этом расстройстве человек хочет подвергаться медицинским манипуляциям и даже операциям. Среди врачей нет единого мнения, является ли синдром болезнью. Скорее это, пограничное состояние, потому что в основном «страдающие» синдромом осознают его. Обман близких и врачей становится важной частью жизни — игрой, добавляющей адреналина и отнимающей время у медиков: пока скорая мчится к мнимому больному, где-то может ждать помощи настоящий.
Пока не установлено, что является причиной возникновения синдрома. Самая распространенная версия — детская психологическая травма: нехватка внимания и любви, но эта причина не универсальна и часто не подтверждается. Синдром может быть не связан с психическими заболеваниями. У него нет клинических проявлений (поражений отдельных участков мозга, нарушения химических и гормональных процессов), или пока такие проявления неизвестны, поэтому психиатрам крайне трудно работать с такими пациентами.
От симулянтов, которым нужен больничный, «мюнхаузены» отличаются изощренностью и безжалостностью к себе. Чтобы «заболеть», они глотают опасные предметы, травятся, обжигаются, провоцируют заражения крови и так красочно описывают симптомы, что вынуждают врачей проводить подробные обследования и даже диагностические операции, результат которых один: «разрезали — зашили».
Бороться со взрослыми «мюнхаузенами» почти невозможно: больные практически никогда не обращаются к психиатрам.
Делегированный синдром Мюнхгаузена
Делегированный — значит «перенесенный», в данном случае, на другого человека. «Больной» причиняет вред не себе, а близким. Это может быть родственник: по данным исследования ученых из университета штата Теннеси (США), часто матери в измененном психическом состоянии специально наносят кожные травмы детям. В ход могут идти и подмена лекарств плацебо, подмешивание в пищу ядов или медикаментов и прочее. Человеку станет плохо, а «мюнхаузен» будет рядом: ухаживать, делать уколы и промывания. Если вы заподозрили, что кто-то страдает от действий человека с делегированным синдромом Мюнхгаузена, обратитесь к врачу «жертвы» и в полицию.
Проблемы с психикой могут влиять на физическое здоровье, привести на операционный стол и даже к гибели, поэтому близким стоит быть очень внимательными к людям с какими-либо странностями в поведении. Любые болезни лучше поддаются лечению на ранних стадиях. Психические — не исключение, но именно с ними пациенты обращаются к врачам спустя годы и даже десятилетия после появления первых симптомов. Душевное расстройство — это не что-то постыдное, а то, с чем надо идти к врачу точно так же, как с больной спиной или ногой.
Читайте также: Найдена связь между едой и психическими болезнями