Общество и государство, , Чердак

YouTube и Pinterest начали ограничивать контент антипрививочников

Два крупных сервиса объявили о начале активного противостояния тем, кто распространяет ложную информацию о вакцинировании. YouTube запретил возможность монетизировать на платформе антипрививочные видео, а Pinterest убирает подобные материалы из результатов поиска.
Jan Mikš / Фотобанк Лори

Антипрививочные медиаматериалы: видеоролики, посты в социальных сетях и т. д. часто сопровождаются громкими словами вроде «вся правда о вакцинах». «Разоблачение» вакцин в основном сводятся к преувеличению побочных эффектов прививок, заявлениям о якобы имеющей место связи вакцинации с теми или иными хроническими болезнями и утверждениям о том, что вакцины вовсе неэффективны.

Часто, хотя и не всегда, борьба с вакцинацией сопровождается иными теориями заговора — от отрицания существования ВИЧ до идеи о том, что вакцины нужны мировой закулисе для снижения численности населения.

Правила YouTube ограничивают использование рекламы в видеороликах. Так, рекламу не показывают в видео на «чувствительные темы» (документальный фильм о геноциде или видео с места дорожной аварии), в роликах, где показаны «опасные для себя или окружающих действия», в записях с большим количеством нецензурной лексики и ряде иных случаев.

22 февраля 2019 года представители сервиса выпустили заявление, согласно которому видео с агитацией против вакцинации попадают под критерий опасных для себя и окружающих действий — и потому о рекламных баннерах на странице с такими видео владельцы каналов могут забыть.

Эта мера должна уменьшить доходы тех, кто размещает антипрививочные видео, однако ее нельзя приравнять к полной экономической блокаде. Многие каналы, которые не могут использовать стандартные рекламные форматы для своего заработка, находят иные способы — это могут быть т.н. «интеграции», встроенные в само видео фрагменты («а спонсор нашего выпуска…»), рекламные ссылки в описании («собрать такую же штуку вы сможете из набора, ссылка на который…») или вовсе призывы жертвовать владельцам посильную сумму денег на развитие проекта.

Другой сервис — Pinterest — пошел в ином направлении. Там антипрививочные материалы исключили из внутреннего поиска, что должно ограничить их распространение. «Мы хотим чтобы Pinterest вдохновлял людей, — говорится в комментарии сервиса для AFP, — а в дезинформировании ничего вдохновляющего нет».

Кампания против антипрививочников разворачивается на фоне роста как случаев заболеваний корью (это происходит в том числе и в России), так и увеличения числа непривитых детей. Согласно американским данным, доля непривитых детей выросла с 0,9 до 1,3 процента в промежутке между 2011 и 2015 годами, а за последние три года стабильно росло число отказов от вакцинации.

Последнее происходит на фоне распространения информации о том, что прививки якобы вызывают аутизм (эта гипотеза была опровергнута, причем многократно — вплоть до того, что исследования показали рост числа случаев аутизма после отказа от предположительно вызывавшей его вакцины) и имеют ряд иных побочных эффектов. На территории России отказы от прививок уже приводили к росту заболеваемости дифтерией — в 1993—1994 годах медики зарегистрировали свыше сорока тысяч случаев, а число погибших превысило две с половиной тысячи: больше, чем суммарное число жертв террористических актов за всю историю России с 1991 года по настоящее время.

Читайте также: Антипрививочники завоевывают соцсети.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.