По телевидению и в интернете мы часто видим социальную рекламу о сборе средств для детей, которым требуется пересадка костного мозга за границей. Суммы собирают обычно очень большие. Почему это стоит так дорого и почему им не могут помочь в России?
На эти и другие вопросы, связанные с пересадкой костного мозга, отвечает Почетный донор России, руководитель донорского движения и начальник лечебного отдела Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Тигран Мурадян:
— В России регистр доноров костного мозга развит не так сильно, как во многих европейских странах. Если подходящего донора не могут найти у нас, его ищут за рубежом. Деньги идут именно на этот поиск и на так называемую активацию донора. Этот человек числится в регистре, его находят, налаживают с ним контакт, проводят подготовительную работу, проверяют здоровье, перевозят в клинику, где будут проводить забор костного мозга. А после полученные стволовые клетки транспортируют в нашу страну и саму трансплантацию проводят здесь уже бесплатно. Это делают в рамках оказания высококачественной медицинской помощи.
России нужен миллион доноров
Александр Мельников, АиФ.ru: Получается, что потенциальный донор живет своей обычной жизнью, но в какой-то момент ему могут позвонить и сообщить, что его костный мозг требуется ребенку на другом конце света. А может ли он отказаться, если вдруг за время ожидания пересмотрел свое решение быть донором?
Тигран Мурадян: Такие случаи бывают. Есть две причины отказа: субъективные и объективные. Бывает, что пересматривают свое решение. Но бывают и объективные обстоятельства, когда человек не может выступить в роли донора. Например, у женщины беременность или человек реально болен, переехал в другую страну. Наконец, люди умирают. И именно поэтому нужен большой регистр, чтобы можно было начать работу сразу с несколькими донорами и выбрать идеально подходящего для трансплантации. Так обычно и бывает, и это тоже удорожает процесс подбора. Поэтому мы и говорим, что России нужен свой регистр доноров костного мозга. Это позволит сделать поиск и активацию доноров в разы дешевле.
— Говорят, что в хорошем регистре должно быть не менее одного миллиона человек.
— Да, этого обычно достаточно для подбора нескольких потенциальных доноров. Но его все равно лучше увеличивать. Например, большой регистр есть в Германии, в нём числятся около 7 млн человек. У нас около 14 регистров, есть государственные и некоммерческие.
Относительно большие регистры в Москве, Санкт-Петербурге, в Кирове, в Казани. Часто они привязаны к медицинским учреждениям, где делают трансплантацию костного мозга. Есть цель объединить базы данных по ним, чтобы можно было проводить общий поиск доноров.
Не граждан просят не беспокоиться
— А как становятся донорами костного мозга?
— По-разному. Например, у нас в РНИМУ им. Н. И. Пирогова сейчас — с 28 января по 1 февраля — проходит первая в этом году Неделя донора. Студенты, преподаватели, сотрудники и все желающие в эти дни могут не только сдать цельную кровь, но и отправить пробирку своей крови на так называемое HLA-типирование. Это проверка на антигены тканевой совместимости. Именно по ним подбирают подходящего донора для пересадки костного мозга, в идеале они должны совпадать на 100%.
Такое тестирование позволит вступить в Регистр потенциальных доноров костного мозга. Как показывает наш опыт проведения таких донорских акций, многие изъявляют желание, чтобы их включили в этот регистр. Например, за два месяца прошлого года соглашение у нас подписали почти тысяча студентов и сотрудников.
— Донорами могут стать не только студенты и сотрудники вашего университета?
— Конечно. Как правило, кроме них на акцию приходят ещё их родственники и друзья, но мы готовы принять любого. Правда, вступить в регистр в настоящее время могут только граждане России, а донорами крови могут стать и иностранцы, но при условии, что они не менее года проживают в Российской Федерации.
Кстати, в эту неделю все, кто сдаст кровь и захочет вступить в регистр доноров костного мозга, смогут пройти уникальное обследование на наличие мутаций, вызывающих такие генетические заболевания, как муковисцидоз, фенилкетонурия, рак молочной железы, нейросенсорная тугоухость, наследственная галактоземия. Эти тесты совершенно бесплатны, их проведут в лаборатории трансляционной медицины РНИМУ именно для наших доноров. Полная конфиденциальность гарантируется. Это важная информация для планирования семьи, ведь здоровые носители опасной мутации могут передавать свой ген по наследству и он может проявиться.
Как берут костный мозг
— Люди не очень понимают, что такое донорство костного мозга, и это многих пугает. Донорство крови — это понятно. Из вены взяли — и всё. Что за субстанция такая — костный мозг? Как брать его из кости?
— Костный мозг похож на кровь, и обычный человек его от крови даже не отличит. Раньше его брали через прокол тазовой кости. Эту процедуру проводят под местным или эпидуральным обезболиванием. Но сейчас гораздо чаще используют другую методику. Она похожа на обычный аппаратный забор крови из вены. Кровь «фильтруется» через специальное устройство, которое вылавливает стволовые клетки, и потом возвращается донору. Перед этой процедурой ему вводится препарат, который стимулирует выход стволовых клеток в кровоток. В принципе, у донора есть возможность выбрать любой из этих двух методов. Как показывает опыт, второй используется гораздо чаще.
— Человек сдал кровь из вены, ему провели HLA-тестирование и включили в регистр. Как долго он может ждать того момента, когда его костный мозг кому-нибудь понадобится и ему проведут процедуру, описанную выше?
— Бывает очень по-разному. У нас есть студентка, которую в 18 лет включили в регистр доноров костного мозга. А уже через год её антигены тканевой совместимости подошли одному из больных и она выступила в роли донора. Это очень быстро. Чаще на это уходят годы. И не все потенциальные доноры становятся реальными.
Читайте также: За чистоту крови: в России хотят ужесточить контроль за донорами.