Чем больше мы узнаем о том, как кишечные бактерии влияют на организм человека (пищеварение, иммунитет, поведение и многие другие аспекты его жизни), тем более перспективным кажется использовать их в качестве лекарства. Пересадку кишечных микробов от одного человека другому называют фекальной трансплантацией (поскольку именно фекалии используются в качестве носителя микробов) и чаще всего проводят с помощью клизмы, хотя в будущем могут получить распространение и капсулы с бактериями.
На данный момент безусловного успеха пересадка микробиоты достигла только в случае инфицирования бактерией Clostridium difficile: в некоторых испытаниях удалось вылечить таким способом до 92% пациентов. Однако продолжаются попытки справиться посредством фекальных трансплантаций с самыми разными заболеваниями: от воспаления кишечника до диабета и даже аутизма.
В то же время, исследования показывают, что кишечный микробиом каждого человека уникален.
Можно выделить преобладающие у большинства виды бактерий, однако точные соотношения между ними и набор минорных видов будут значительно отличаться у разных людей.
Авторы многих клинических испытаний отмечают, что одни люди оказываются гораздо более успешными донорами, чем другие. Например, в одном из исследований, 7 из 9 вылечившихся от язвенного колита пациентов получили кишечных бактерий от одного и того же донора. В другом испытании пациентам, страдающих воспалением кишечника, вводили смесь микробов от нескольких доноров, — и даже в такой ситуации можно было заметить, что те смеси, в которые входил материал одного из доноров, были намного эффективнее прочих. Группа исследователей из Новой Зеландии собрала вместе такие случаи и попробовала составить «портрет» идеального супердонора кишечных бактерий.
Во-первых, супердонор должен обладать разнообразной микробиотой. Многие болезни характеризуются снижением разнообразия кишечных обитателей, и для того, чтобы с ними справиться, нужно восполнить кадровый дефицит. Впрочем, то же относится и к реципиенту: чем больше разных микробов изначально живут в его организме, тем проще будет интегрировать в их сообщество чужаков и тем выше успех процедуры.
Во-вторых, бактерии супердонора должны производить определенные вещества.
Например, стабильно хороший эффект оказывают микробы, выделяющие бутират — короткоцепочечную жирную кислоту, которая является важным энергетическим ресурсом для мозга, а также стимулирует память и обучение.
К бактериям-производителям бутирата относятся, например, некоторые клостридии (непатогенные) и Roseburia intestinalis. Возможно, в какой-то момент можно будет отказаться от трансплантации целого сообщества бактерий и использовать только отдельные продукты их обмена. Так, в одном из исследований удалось вылечить пациентов от инфекции Clostridium difficile с помощью фекального фильтрата. Он не содержал частиц пищи и бактериальных клеток, только белки, ДНК, вирусы, останки погибших бактерий и продукты их метаболизма. Иными словами, целебным оказывались даже «фекалии» микробиома супердонора.
Кроме того, на успех пересадки микробов могут оказывать влияние и другие факторы: взаимодействие бактериальных сообществ донора и реципиента, иммунный статус реципиента (возможно отторжение трансплантата) и, конечно же, диета — для того, чтобы новые обитатели кишечника закрепились на новом месте, потребуется кормить их любимой едой.
Авторы обзора призывают отказаться от используемой сейчас в клиниках тактики «одни фекалии для всех», когда для группы пациентов с одним заболеванием подбирают одного наиболее здорового донора, и перейти к более тщательным анализам бактерий донора и реципиента на совместимость. По их мнению, это позволит более точно предсказывать ответ пациента на терапию и подбирать ему подходящего донора.
Читайте также: Работу мозга улучшили с помощью пересадки кала.